Зубы Тернера

Гипоплазия эмалевого покрытия – это его недостаточное развитие вследствие различных причин. Представляет собой дефект твердых и мягких тканей, с изменением их размеров и формы. В большей части случаев (60%) патологию диагностируют при появлении первых молочных единиц.

Общие сведения

Согласно этиологии, недоразвитие эмали подразделяется на следующие виды:

• Системная, вызванная нарушением обмена веществ в дородовой период или в период раннего развития (эндокринные болезни, инфекции, болезни ЖКТ и проч.).

• Местная, спровоцированная локальными факторами.

Заболевание Тернера – это выраженная местная гипоплазия эмалевого покрытия, характеризующаяся его нехваткой, а также изменением размера и формы коронки.

Патология чаще возникает на верхней челюсти, в области постоянных резцов и премоляров. При этом ее развитие начинается на стадии зародыша постоянного элемента, находящегося под молочным.

Основные причины проблемы заключаются в следующем:

– Воспаления на стадии зародыша постоянного зуба. Инфекция, возникшая в фолликуле, передается от вышестоящей молочной единицы, пародонта, из челюстной костной ткани (в случае остеомиелита) и проч.

– Травмы. Вколоченный вывих молочного элемента, разрушение связки из-за значительной механической нагрузки на ось. Одновременно с этим повреждается твердая перегородка, отделяющая молочник от постоянного зародыша, который постоянно травмируется, вырастая затем в аномальной форме.

Признаки

Проявления гипоплазии зависят от выраженности процесса:

1. При незначительном проявлении на поверхности коронок возникают светлые пятна (белые, желто-коричневые), вызванные посттравматическим кровотечением.

2. Средняя форма заболевания проявляется в точечных углублениях, бороздках, перевязках, располагающихся в любой области короночной части.

3. Тяжелая стадия – значительное либо полное отсутствие эмалевого покрытия, нарушение размера и формы элемента. При этом вероятна гибель фолликула.

Общих симптомов при патологии Тернера нет. У пациентов теряется эстетика улыбки, в части случаев возникает повышенная чувствительность.

Следует отметить, что отсутствие эмали при любом виде гипоплазии – необратимый процесс, поскольку ткань не восстанавливается. Защитить проблемный зуб возможно пломбой или протезированием.

Местному недоразвитию зубного покрытия, как и всем видам гипоплазий, сопутствуют стоматологические проблемы (кариес, аномалии прикуса и т.п.).

Диагностика

Основной метод диагностики  – визуальный осмотр полости рта. Пациент жалуется на болевые ощущения, повышенную чувствительность, дискомфорт.

Заболевание Тернера отличается от иных типов эмалевого недоразвития малым количеством проблемных единиц (максимум – две), несимметричностью их расположения.

При дифференциальной диагностике патологию отделяют от начального кариеса по следующим признакам:

1. Кариес выражается в белых пятнах на шейке, местная гипоплазия – пятнами в любой части коронки.

2. При кариесе эмалевое покрытие приобретает шероховатость, при недостаточном развитии остается гладкой.

3. Очаг кариеса при воздействии метиленовым синим веществом окрашивается, дефект Тернера – нет.

Подробную информацию о характере заболевания дают рентгеновские снимки, которые демонстрируют положение корней, их несформированность вследствие гибели зоны роста. Костная ткань демонстрирует изменения, характерные для хронического периодонтита.

Наличие точек или черных полосок в углублениях на рентгенограмме также свидетельствует о наличии болезни Тернера.

Лечение

Способ лечения местного дефицита эмали зависит от степени выраженности аномалии. Одиночные белые пятна на мезиальной поверхности не лечат. Если дефект расположен в вестибулярной зоне, то его устраняют и накладывают пломбы из композитных составов.

• Структурные изменения верхнего покрытия и дентина (перехваты, углубления) пломбируют композитными или компомерными составами.

• При заметном отсутствии эмали, при деформации зуба, изменение его в размерах – проблемную единицу накрывают коронкой.

При своевременном лечении прогноз благоприятный.

Профилактика

Причина недоразвитого верхнего слоя зубов кроется в периоде внутриутробного развития ребенка, в инфекциях молочных элементов, передающихся постоянным зачаткам.

Выявлено также, что патология поражает детей со слабым иммунитетом, поэтому состояние их зубов можно улучшить укреплением здоровья, полноценным питанием.

Снизить риск появления патологии Тернера возможно тщательным соблюдением гигиены полости рта, регулярными визитами к стоматологу (дважды в год) для своевременного устранения кариеса.