Временное пломбирование корневых каналов

Среди факторов, определяющих эффективность эндодонтических методик лечения зубов, одним из ключевых является качество обработки каналов, расположенных в корневой части. В данном случае проблематика обуславливается отсутствием технической возможности за один раз удалить весь объем биопленки, создаваемой микрофлорой на протяжении продолжительного времени, из труднодоступных участков челюстного ряда. Как результат – снижение процента случаев успешного восстановления, а также вероятность образования латеральной конденсации гуттаперчи, приводящей к осложнениям. Предотвратить воспаление позволяет комплексная дезинфекция, предусматривающая обработку коревых каналов гидроокисью кальция.

Общее представление

Применяемый состав воздействует на периапикальную структуру. Реакцией раздраженных тканей на формирование некротического слоя становится образование соединительной структуры, впоследствии подвергающейся минерализации. Щелочного уровня pH достаточно для того, чтобы нейтрализовать молочную кислоту остеокластов, поэтому минеральная структура дентинной и костной ткани остается защищенной.

Кальциевая гидроокись, используемая в рамках эндодонтической терапии, способствует решению ряда функциональных задач, таких как:

• Уменьшение количества патогенных бактерий, находящихся в полости канала;
  • Максимально возможная экстракция некротических тканей;
  • Сокращение объема концентрации бактерицидных эндотоксинов.

Используя только механические инструменты для обработки полости, несмотря на применение ирригатора, не обеспечивает достаточного дезинфицирующего эффекта, поскольку в канале остаются не только патогены, но и отмершие тканевые частицы. Гидроксид кальция, предусматриваемый протоколом временного пломбирования, оказывает положительное влияние на общее состояние пораженного корня, и создает условия для полноценного лечения.

Продолжительность пломбирования

Потребность в замене пасты, которой заполняется полость канала, в рамках научной доктрины считается спорным вопросом. Многие стоматологи придерживаются позиции, определяющей достаточность разового пломбирования для получения желаемого эффекта, указывая, что повторная процедура должна проводиться только в ситуациях, когда негативная симптоматика, беспокоящая пациента, резко усиливается.

Гидроксид кальция, заполняющий корневой канал, сохраняется не более 1,5-2 недель, что на первый взгляд затрудняет выполнение рекомендаций протокола лечения. Однако на практике оказывается, что патогены утрачивают функции уже на вторые-третьи сутки с момента нанесения состава. В ходе клинических исследований выяснилось, что сокращение продолжительности действия пасты, находящейся под временной пломбой, до 48 часов, уменьшает вероятность незавершенности терапии на 10-15%. Кроме того, добавление йодоформы позволяет снизить периодичность развития осложнений более чем в 20% случаев.

Показания к пломбированию

Необходимость установки временной пломбы с предварительным нанесением пасты гидроокиси кальция при эндодонтическом лечении, как правило, обусловлена выявлением следующих факторов:

• Выявление хронической формы пульпита, поражающего многокорневые элементы;
  • Диагностирование апикального периодонтита в хроническом или остром проявлении.

Добавление в состав йодоформы рекомендуется при обнаружении гнойных и язвенных очагов – в этом случае назначается рентгенография, определяющая степень распространения воспаления. При наличии симптомов апикального периодонтита также следует обработка канал раствором, содержащим хлоргексидин.

Методики пломбирования

Протокол предусматривает возможность ручного или аппаратного заполнения канала пастой. В первом случае обязательным условием выступает установка ограничителя, предотвращающего попадание состава на уязвимые смежные участки. Временная пломба ставится на 48 часов, герметично закрывая полость.

Обработка с использованием стоматологического оборудования – бормашины – упрощает набор объема и удаление лишней пасты в процессе выполнения процедуры. Методика более комфортна для пациента, и практична с врачебной точки зрения. В ситуациях, когда после установки пломбы перкуссионная диагностика выявляет болезненную реакцию, рекомендуется дополнительное обследование и повторное пломбирование.

Если лечение проведено надлежащим образом, на диагностике у пациента отсутствуют жалобы на неприятные ощущения, боль и дискомфорт, а дополнительное рентгенографическое обследование не показывает наличие патологических изменений в структуре периодонта.