Внутрипульпарная анестезия

Порой возможностей современной стоматологии бывает недостаточно для безболезненного лечения. Особенно при заболеваниях, терапия которых подразумевает контакт с пульпой, сопровождающийся болью. Одним из результативных способов безболезненного вмешательства является внутрипульпарное обезболивание.

Общие понятия

Внутрипульпарная анестезия представляет собой вспомогательное обезболивание, вводимое инъекционным способом в область зубной пульпы.

Приспособление для инъекции изготавливается в виде карпульного шприца с тонкой иглой, длина которой не превышает 1 см. Она обеспечивает точное попадание препарата и позволяет изменять угол наклона шприца. Это имеет значение при анатомических аномалиях зубной единицы. При низкой проходимости канала более целесообразно использовать безигольный инъектор.

В составе лекарственного препарата – 2%-ный лидокаин и его производные.

Процедуру проводят при дополнительной блокаде анальгетическими и гистаминными средствами. Ее выполняют за 1 час до основного лечения с тем, чтобы обеспечить местное обезболивание перед основными действиями с пульпой.

Принцип действия

Препарат доставляется к точке назначения через кариесное отверстие или через сделанный бором проход. Последний способ более предпочтителен, поскольку отверстие соответствует диаметру инъекционной иглы. Это исключит попадание состава в полость рта.

Во время введения средства возникает болезненность. Для ее уменьшения к рабочей площади прикладывается ватный тампон с анестетическим препаратом, или из шприца непосредственно в полость капают одну ее каплю.

Раствор вводится постепенно, по 0,3 мл. По мере проникновения средства в пульпу чувствует небольшое сопротивление, сигнализирующее о грамотных действиях врача и поступлении жидкости в нужном направлении.

Поскольку область погружения невелика, то для безопасности инъекции применяют иглу с изогнутым концом.

Обезболивающий эффект возникает через 20–30 секунд и сохраняется на протяжении 15–30 мин. Этого времени достаточно для выполнения нужных мероприятий.

При внутрипульпарном обезболивании (на открытые участки пульпы, либо на поверхность ее свода) накладывают ватный тампон с аппликационным средством (дикаином и др.). Далее обработанная полость, в которое создают небольшое давление, герметизируется на определенное время. Препарат всасывается тканями постепенно, поступая в костную кровеносную систему через пульпу.

Показания

Купирование болевого синдрома под давлением применяют при начальной стадии пульпита, когда в зубных единицах возникают полости, пораженные кариесом. В этой ситуации главная цель анестезии – блокада болевого импульса.

Технологию используют при глубоком кариесе в стадии обострения и при открытом роге пульпы.

Методику также применяют:

– для создания свода в полости с дальнейшим применением инъекционного внутреннего обезболивания;

– в качестве психологического мероприятия, приведения пациента перед лечением в состояние покоя;

– для предупреждения нарастания болевого порога, возникающего в процессе врачебных действий;

– с целью предупреждения воздействия на сосудистую систему блуждающего нерва, провоцирующего обморок;

– для комфортного препарирования зубной полости ниже пломбы в средней зоне;

– при поверхностном расположении пульпы.

Подготовительные мероприятия

Местная анестезия пульпы редко зависит от места развития воспаления и его степени развития. К подготовительным мероприятиям относятся:

– чистка пораженной области от мелких пищевых частиц, слюны;

– сглаживание бором краевых элементов;

– открытие рабочей площади, либо вывод ее на поверхность (при патологии в апроксимальной области);

– удаление мягких частей дентина;

– обработка антисептиком, обсушивание ватными тампонами, обработка теплым слабым потоком воздуха.

Особенности технологии

К достоинствам внутрипульпарной анестезии относятся:

• Простота и доступность процедуры. Препарат достигает цели в короткий срок.

• Быстрый результат. Пациент не испытывает болевых ощущений спустя минуту после ввода средства.

• Продолжительный эффект. Нечувствительность к действиям врача сохраняется на все время мероприятий.

После окончания времени действия болевые ощущения на несколько часов частично подавляются остаточной концентрацией препарата. Этот эффект снижает дискомфорт пациента при отсутствии резорбции.

Недостатками анестезии считаются:

– боль при перфорации или введении иглы в пульпу;

– труднодоступность для введения на некоторых участках;

– в единичных случаях – риск проникновения раствора в сосуды.