Удалять зубы или не удалять, чтобы выровнять?

На подготовительном этапе к коррекции прикуса иногда необходимо проведение экстракции зубов. В большинстве случаев, устранению подлежат восьмерки, значительно реже - премоляры.

Вопрос о целесообразности хирургического вмешательства принимается ортодонтом. При этом непременно учитывается возраст пациента, особенности его здоровья, клиническая ситуация и наличие показаний.

Зачем проводится экстракция зуба?

Процедура выполняется при наличии определенных показаний:

1. Если единица не подлежит реставрации композитным материалом или ортопедическим изделием. На освободившееся пространство устанавливают имплант. Пораженный кариесом зуб устраняют, чтобы он не причинял вред расположенным поблизости элементам.
  2. Если элемент препятствует коррекции прикуса или способен снизить ее эффект. Отказ от хирургического вмешательства делает коррекцию непредсказуемой. Доктор не способен в этом случае гарантировать достижение положительного эффекта.

• Отсутствие возможности реконструкции поврежденного зуба.
  • Наличие лишних единиц.
  • Значительные дефекты зубного ряда.
  • Несоответствие челюстей.
  • Дефицит пространства в зубном ряду.

Проще говоря, зуб удаляется, если его нельзя спасти при помощи лечения. Не стоит откладывать посещение стоматолога при кариесе и других патологиях.

В каких случаях не требуется проведение экстракции

• Незначительный дефект окклюзии и прикуса.
  • Скученность охватывает до 4 элементов.
  • Аномалия прикуса не спровоцирована размерами или формой челюстей.
  • Маленький наклон единиц.
  • Отсутствие проблем с окклюзией.

Стоматологи рекомендуют оставить зуб, если сохранена его коронка. То есть должно оставаться свыше 50% объема дентина над десенной поверхностью. В этом случае стоматолог проводит вживление культевой вкладки под коронку, укрепляющую элемент.

• Планирование зачатия ребенка.
  • Болезни почек.
  • Патологии сердца и сосудов в острой фазе.
  • Аллергия.
  • Нарушения кровообращения.
  • Острые инфекционные заболевания.
  • Воспалительный процесс в полости рта.
  • Иммунодефицит.
  • Стоматит.

К временным ограничениям относятся герпетический стоматит, гингивит, новообразования.

Стоит перенести хирургическое вмешательство перед путешествиями, во время менструации или в жару. Беременность и гепатит не препятствуют хирургической манипуляции.

Удаление коренных единиц

Экстракция восьмерок освобождает пространство для перемещения зубов. Благодаря этому ускоряется и упрощается коррекция. Восьмерки отличаются слабой коневой системой, не выдерживающей давление брекетов. Сложность гигиены приводит к быстрому прогрессированию кариеса в коренных зубах. Они не оставляют места для других единиц.

Если отсутствует дефицит пространства, восьмерки растут ровно и не имеют дефектов, изымать их не надо.

Удаление премоляров

Четверки или пятерки подлежат экстракции в ряде ситуаций:

• Чрезмерная скученность единиц.
  • Высокий градус развёрнутости.
  • Мезиальный или дистальный прикус.
  • Перекрестная окклюзия.

У взрослых после полного формирования прикуса, удаление премоляра при скученности зубов - необходимость. В детском возрасте есть шанс, что место освободится за счет дальнейшего роста челюстей.

Для удаления стоматолог выбирает премоляр выбивающийся из зубного ряда, сильно пораженный кариесом или не выполняющий свои функции.

Перед установкой брекетов или элайнеров также может потребоваться удаление:

• Моляров. Если шестерки сильно разрушены. Одновременно проводится имплантация. Семерки удаляются при наличии целых восьмерок.
  • Резцов и клыков. Вмешательство проводится в исключительных случаях. Клыки удаляются у детей при исправлении открытого прикуса, ротации или протрузии. Нижние резцы - при осложненном мезиальном прикусе.

Нюансы удаления зубов

Длительность хирургического вмешательства - 20 минут. Еще до четверти часа уходит на проведение обезболивания. Процедура проводится под локальным наркозом. Реже применяется седация.

Детям удаление выполняется под местным обезболиванием или во сне. Это позволяет избежать истерик и дентофобии.

Процедура проводится в амбулаторных условиях. Удаление восьмерок может проводиться в условиях стационара.

Сразу после операции нарастает отек щеки. Этот симптом присутствует до трех суток. Уменьшить воспалительный процесс позволит холодный компресс и прием противовоспалительных средств. Возможна кровоточивость десны. В лунке формируется сгусток. Нельзя полоскать ротовую полость! Через пару недель он рассосется и рану закроется грануляционной тканью.

Полезные советы

Точное соблюдение врачебных рекомендаций ускорит восстановление.

• Обильное теплое питье.
  • Ограничение употребления пищи в течение 3 часов.
  • Нельзя перегреваться.
  • Чистка зубов начинается через 3 дня после процедуры.
  • Минимизация физических нагрузок.

В течение 5 дней после операции следует проводить антисептические ванночки после еды. Применяются антисептические растворы: «Хлоргексидин 0,5%» или «Мирамистин». Жидкость задерживается во рту на полминуты. После процедуры разрешается применение аппликаций с дентальным противовоспалительным гелем. Более подробные рекомендации расскажет стоматолог на очном приеме.