Удаление зубного нерва

Зубная боль – проблема, с которой рано или поздно сталкивается каждый. Ее возникновение обуславливается различными факторами, однако главной предпосылкой выступает само строение коронок. Несмотря на кажущуюся прочность внешнего слоя эмали, внутри каждого зуба находится сложная и уязвимая структура – дентин и пульпарная камера, в которой находятся кровеносные капилляры и нервные окончания. Изменение естественного состояния последних и приводит к возникновению острых болезненных ощущений, для устранения которых зачастую требуется врачебное вмешательство.

Зачем нужны нервы в зубах

Нервы – естественная составляющая зубной структуры, защищаемая мягкой пульпой и твердым эмалевым покрытием. Объединенные в ветви, волокна располагаются в каналах, и поддерживают жизнеспособность элементов ряда. Экстракция или «убийство» зубного нерва приводит к состоянию, при котором сам зуб перестает быть частью организма, постепенно утрачивая изначальные физических характеристики, и в конечном итоге рассыпаясь по частям. Функциональная задача нервных волокон – иннервация, обеспечение питания и условий для роста, а также поддержание сенсорной восприимчивости, благодаря которой человек получает возможность своевременно заметить признаки внутреннего разрушения.

Для чего «убивают» нервы

Умерщвление, а в отдельных случаях и полное удаление нерва – решение, принимаемое на фоне развития патологических процессов, своевременно не купированных надлежащим стоматологическим лечением. Избежать подобной процедуры помогает своевременное прохождение комплексной диагностики, позволяющей выявить локальные участки, на которых развиваются различного рода заболевания. В ситуациях, когда патология поражает не только эмалевое покрытие, но и пульпу, врач сталкивается с необходимостью принятия решения об экстракции, остающейся единственным способом устранение болевых ощущений, испытываемых пациентом.

В зависимости от показаний клинической картины, допускается частичное удаление пульпы или нерва. При переходе пульпита в более тяжелую форму – периодонтит – экстракция проводится полностью. Запущенный кариес, как и механические повреждения – даже в тех случаях, когда сама пульпарная камера затронута в меньшей степени – также могут служить основанием для умерщвления проводящего пучка.

Показания к депульпированию

Характерная симптоматика, свидетельствующая о развитии процессов, потенциально несовместимых с сохранением жизни зубных нервов, объединяет следующие проявления:

• Продолжительные болезненные ощущения ноющего характера, возникающие и сохраняющиеся без внешних видимых предпосылок.
  • Обострение сенсорной восприимчивости к температурным изменениям или механическому воздействию, сопровождающееся усилением боли в зубах.
  • Формирование локальных участков, остро реагирующих на контакт с холодными объектами.

Наличие подобных признаков – повод для обращения в стоматологию, где по итогам комплексного обследования принимается окончательное решение относительно дальнейшего состояния пульпы.

Лекарственные препараты

Для умерщвления зубного нерва также применяются различные медикаментозные составы, большая часть из которых содержат компоненты мышьяка или формальдегида. Подобная процедура определяется термином «девитализация», и предусматривает следующие опции.

Мышьяковая паста

Стандартный материал на основе мышьяковистого ангидрида и лидокаина, размещение которого в канале с воспаленным нервным пучком приводит сначала к купированию болевого синдрома, а затем и к постепенному развитию некротического процесса, характеризующегося щадящим течением. Продолжительность процедуры варьируется в диапазоне 2-3 суток.

Безмышьяковая паста

Менее агрессивный, но в то же время более продолжительный метод девитализации, исключающий вероятность развития побочных проявлений и негативных последствий для организма пациента. Составы содержат анестетики и антисептики, не вызывают болезненных ощущений, и не требуют дополнительной обработки для нейтрализации сохранившихся в канальцах мышьяковых солей.

Можно ли «убить» зубной нерв в домашних условиях

Теоретически – да, однако на практике рекомендуется обратиться за помощью к профильному специалисту. Самостоятельное лечение нередко оборачивается усугублением патологического состояния, поэтому прибегать к нему следует только в крайних случаях. Среди используемых веществ, предлагаемых в рамках «народных» рецептов, встречаются спирт, уксус, порох или цинк – учитывая агрессивность подобных составов, важно уделить особое внимание аккуратному и безопасному выполнению процедуры. Кроме того, при первой возможности следует посетить стоматологию, и пройти диагностику на предмет наличия инфекции, а также участков воспаления внутренних и прилегающих тканей.