Удаление кисты под коронкой зуба

В стоматологической практике одним из наиболее часто диагностируемых видов однотогенных образований считаются кисты, образующиеся непосредственно под коронкой зуба. Сложность своевременной диагностики, и, как следствие, лечения патологии, обуславливается отсутствием симптоматики на ранних этапах.

Общее представление

Киста представляет собой доброкачественное новообразование, формирующееся в слизистых тканях – как правило, рядом с корневой структурой элементов зубного ряда. Фиброзная полость заполнена жидкостью, в составе которой находятся отмершие эпителиальные клетки и бактерии. По мере развития патологии образуется гнойная масса, провоцирующая воспалительные процессы, и угрожающая прорывом во внешнюю структуру.

Факторы развития

Основным фактором, обуславливающим развитие заболевания, выступает инфицирование челюстного отдела. Естественной реакцией организма на патологию становится активизация иммунных клеток, направляемых к проблемному участку, и призванных сдержать дальнейшее распространение патологии. Однако система не в состоянии полностью купировать и нейтрализовать патогены – для этого требуется врачебное вмешательство, отсутствие которого может повлечь за собой ухудшение состояния здоровья больного.

К числу негативных предпосылок, свидетельствующих о высокой вероятности образования кист, также относятся гранулемы – узелковые участки, формирующиеся на фоне попадания бактерий в структуру ткани. Преобразование гранулем в кисты обуславливается рядом сопутствующих обстоятельств:

• Несоблюдение протокола установки замещающих протезов;
  • Нарушение регламента стоматологической обработки корневых каналов;
  • Развитие патологий зубного ряда, протекающее в хронической форме;
  • Аллергия, возникающая на фоне заполнения полости композитным составом;
  • Травмы и повреждения структуры десен;
  • Осложненные последствия, спровоцированные перенесенной инфекцией;
  • Патологические процессы, развивающиеся в структуре периодонта;
  • Систематическое пренебрежение нормами гигиенического ухода.

Практика показывает, что в большинстве случаев образование кисты становится следствием хирургической установки протезов, предполагающей радикальное вмешательство в структуру тканей. Негативная симптоматика проявляется не сразу – нередко первые признаки патологии наблюдаются лишь спустя несколько лет после операции.

Первичные симптомы

На ранних стадиях развития патологического состояния пациенты не сталкиваются с проблемами или дискомфортными ощущениями. В отдельных ситуациях диагностируется болезненность, обуславливаемая механическим давлением на проблемный участок, в области которого локализуется киста. Более явные проявления наблюдаются после прохождения определенного этапа формирования, при котором размер новообразования достигает 20-25 мм – к их числу относятся:

• Болевой синдром, усиливающийся в вечернее и ночное время;
  • Чувствительность к температурным перепадам и типам пищи;
  • Ухудшение самочувствия, повышение температуры, увеличение лимфоузлов;
  • Формирование в десенной структуре свища или флюса;
  • Отечность и утрата чувствительности тканей в области поражения;
  • Изменение оттенка эмали в области корневой шейки.

При первых признаках заболевания рекомендуется сразу обратиться к стоматологу и пройти комплексную диагностику.

Виды новообразований

В зависимости от причины развития, а также участка локализации кисты, выделяют следующие формы патологии:

• Радикулярная киста – располагается на корневой части зуба, и выступает следствием осложнения хронических болезней, таких как периодонтит, при отсутствии надлежащего лечения;
  • Парадентальная киста – результат активного воспаления в зоне роста «восьмерки», характеризующейся затрудненным прорезыванием;
  • Резидуальная киста – локализуется на корне, и доходит диаметром до трех сантиметров. Растет медленно и бессимптомно, не провоцируя изменения в челюстной структуре.

Нередко киста, невылеченная своевременно, становится причиной формирования иных новообразований, которые могут быть как доброкачественными, так и злокачественными. Чтобы исключить негативные последствия, рекомендуется проходить обследование не реже одного раза в полгода.

Диагностика и терапия

Ввиду скрытого течения патологии, обнаружить кисту до того, как появятся выраженная симптоматика, позволяют только рентгенографическое обследование и ортопантомограмма. Съемка челюстного отдела выявляет наличие аномальных затемненных пятен округлой формы, характеризующихся четкой структурой.

Выбор методики лечения зависит от показаний клинической картины, и допускает как проведение консервативной терапии с использованием щадящих методик, так и хирургическое вмешательство, при котором киста удаляется вместе с пораженной частью зуба.