Турунда после удаления зуба

Экстракция зубных единиц (удаление зубов) – полноценная хирургическая операция, проводимая в том случае, когда иные методы лечения исчерпаны. После оперативного вмешательства необходим реабилитационный период. Скорому восстановлению пациента способствует тампонада йодоформной турундой.

Общие сведения

Турунда (лат. turunda) представляет собой перевязочный материал в виде ватного тампона или марлевого отрезка, пропитанного йодоформом (Iodoforme gauze). Это мягкое антисептическое и анестезирующее вещество, получаемое из ацетона или этанола. При взаимодействии с жирными кислотами и экссудатом, образующимся после удаления зуба, йодоформ выделяет йод. Последний оказывает выраженное антибактерицидное воздействие.

Применяют йодоформные турунды лишь после части операций. К примеру, после удаления третьих моляров (зубов мудрости) остается глубокая рана. В этом случае зона пораженных тканей велика и марлевая салфетка не справляется с обильным кровотечением. Для его устранения и используются йодоформные турунды, которые легко отличить по цвету и запаху.

Стерилизованные перевязочные средства светло-желтого оттенка с резким запахом применяют для тампонады после экстракции зуба для решения следующих задач:

– остановки кровотечения;

– ускорения заживления открытой раны в лунке;

– предотвращения появления и развития патогенов;

– снижения риска высыхания дентальных тканей;

– выведения гнойного экссудата.

При непрекращающемся кровотечении после удаления зуба установка турунды является обязательной процедурой.

Изготовление

Для изготовления турунды требуются фармацевтические знания необходимых пропорций. Кристаллы йодоформа труднорастворимы в воде и спирте, но хорошо взаимодействуют с эфиром и хлороформом. В стоматологических целях вещество растворяют в медицинском эфире в соотношении 1:10.

Эфирный раствор йодоформа не подлежит длительному хранению, поскольку свойства вещества теряются. Йодоформные турунды изготавливают в небольшом количестве и хранят в хорошо укупоренной таре.

Принцип применения йодоформной турунды довольно прост:

• Перед закладкой турунды в лунку на месте удаленного зуба, стоматолог должен убедиться в отсутствии в ней остатков костей, которые провоцируют возникновение воспалительных процессов.

• Тампон, скрученный в жгутик, вставляются в лунку, заполняя пространство полностью. Если в десне остается пустота, то в экссудате начинают размножаться болезнетворные бактерии.

• Поверх установленного йодоформа накладывается марлевая салфетка. Ее пациент должен сжимать зубами в течение 15–30 минут с тем, чтобы выявить наличие или отсутствие кровотечения.

Время нахождения турунды в лунке зависит от сложности операции и определяется стоматологом. В части случаев вместе с йодоформом в десну помещают и лекарственные препараты. В этом случае марлю извлекают не ранее чем через 7–14 дней.

При малотравматичной экстракции на десну накладывают марлевую салфетку, которую убирают спустя полчаса.

Возможные осложнения

Проблемы после экстракции зуба возникают как вследствие врачебной некомпетентности, так и по вине пациента:

– наличие множества кариозных очагов;

– отсутствие гигиены ротовой полости;

– простудные и инфекционные заболевания в период экстракции;

– вредные привычки;

– прием разжижающих кровь препаратов.

К распространенным осложнениям относятся «сухая лунка», альвеолит, позднее кровотечение, стоматит.

Во избежание осложнений в послеоперационный период необходимо соблюдать стоматологические рекомендации, в т.ч. носить турунду назначенный период.

Противопоказания

Установка йодоформной турунды не имеет абсолютных противопоказаний. Если у пациентов-аллергиков возникают сомнения, то выявляют реакцию на основное вещество. Для этого небольшое количество раствора йодоформа наносят на запястье или локоть. О безопасности препарата для пациента судят по отсутствию аллергических реакций в виде покраснения, высыпаний или зуда.

В противном случае вместо йодоформной турунды используют стерильный бинт.

Особенности и период хранения

Пропитанные йодоформом ватные тампоны или марлевые жгуты хранят в стерилизованной емкости. Допустимо хранить их с марлевыми салфетками, бинтами и другими перевязочными средствами.

В части стоматологических клиник турунды упаковывают в бумажные пакеты небольшого объема, которые стерилизуют в автоклавной установке.

Стерилизация уместна перед непосредственным использованием турунд, поскольку с течением времени в материал проникают болезнетворные бактерии.

Средний срок хранения стерилизованных материалов составляет 7 дней.