Треснул передний или боковой зуб

Механическое воздействие, влияние химических элементов, скопление патогенных бактерий, недостаточность микроэлементов – все это факторы, обуславливающие снижение прочности зубных тканей. Как результат – образование сколов и трещин, по мере разрастания способных привести к окончательному разрушению коронки и утрате зуба. Что делать в подобных ситуациях, и как избежать негативных последствий? Давайте разбираться.

Провоцирующие факторы

К числу обстоятельств, способных стать причиной образования трещин в элементах зубного ряда, относят:

• Неправильный рацион питания, характеризующийся совмещением горячей и холодной пищи.
  • Чрезмерное употребление напитков, содержащих кислотные компоненты, включая агрессивную для эмали газировку.
  • Преобладание в рационе ингредиентов повышенной твердости, травмирующих внешний слой.
  • Регулярное механическое воздействие непищевыми элементами, к примеру – в результате привычки грызть ручку или зубочистку.
  • Использование агрессивных отбеливающих составов без рекомендации врача.
  • Развитие патологических процессов, включая пародонтит, гингивит и кариес.
  • Несоблюдение правил ухода за полостью рта, приводящее к нарушению кислотно-щелочного баланса.
  • Злоупотребление алкоголем и курением, а также употребление наркотических препаратов.
  • Повреждения, вызванные сильным внешним воздействием.

Кроме того, к числу факторов также относится недостаточность кальция, содержащегося в организме.

Классификация и симптоматика

В соответствии с принятой в стоматологии дифференциацией выделяют следующие разновидности трещин:

• Горизонтальные – образуются параллельно линии десен, приводя к расколу коронки при отсутствии надлежащего лечения. Чем ниже локализуется деформация – тем серьезнее последствия.
  • Вертикально – формируется перпендикулярно десневому контуру, разделяя зуб на несколько частей. Открывает доступ к дентину патогенным микроорганизмам, провоцируя развитие тяжелых патологий. Единственный вариант лечения – экстракция коронки с последующим замещением с помощью протеза.
  • Диагональные – располагаются наклонно, создавая угрозу откалывания части зуба.
  • Внутренние – сложно поддаются диагностике ввиду визуальной незаметности на ранних стадиях развития. Наиболее критичной считается ситуация, при которой трещина продлевается в структуре твердых тканей челюсти, угрожая переломом под воздействием механических нагрузок.

В большинстве случаев трещины диагностируются пациентами самостоятельно, сопровождаясь негативными симптомами, свидетельствующими о необходимости обращения за помощью в стоматологическую клинику. К числу характерных признаков относятся:

• Перемещающиеся болезненные ощущения, трудно поддающиеся локализации.
  • Резкие приступы боли, возникающие в процессе жевания.
  • Чувствительность к температурным перепадам при приеме пищи.

Разрушение внутренних тканей также провоцирует кровоточивость и развитие воспалительных процессов, способных поразить прилегающие участки. Поверхность эмали темнеет, образуются нагноения и постоянный неприятный запах изо рта.

Первая помощь при трещине в зубе

Оптимальный вариант – обращение к стоматологу сразу после выявления проблемного фактора. Однако не во всех случаях пациенты располагают подобной возможностью. В целях купирования негативной симптоматики и предотвращения тяжелых последствий рекомендуется:

• Обработать полость рта лекарственными дезинфицирующими составами, снижающими вероятность занесения инфекции внутрь пораженного зуба.
  • Принять болеутоляющие для снятия симптоматических приступов – при этом нужно учитывать, что использование анальгетиков перед походом к врачу запрещается.
  • Оградить коронку от попадания частиц пищи, и воздерживаться от контактов языка с поврежденным участком, исключая повреждение слизистой поверхности заостренными краями образовавшегося скола.
  • На время отказаться от употребления горячей или холодной пищи и напитков, снижая вероятность раздражения обнажившихся нервных окончаний.

При повреждении фронтальных единиц проблема может стать заметной только после того, как область трещины попадут пигментирующие частицы, выделяющие участок на фоне других элементов.

Методики лечения

Для восстановления эстетики и функциональности зубов с диагностированными горизонтальными и диагональными трещинами применяются керамические пластины и искусственные коронки. При небольших повреждениях допускается реставрация эмали композитным материалом или активным минеральным составом. В сложных случаях рекомендуется удаление элемента, и последующая установка протеза или имплантата.