Сверхкомплектные зубы

Классическое развитие зубочелюстного отдела включает «зубы мудрости», которые прорезываются позже остальных единиц. Однако бывают ситуации, когда вырастают дополнительные зубы, отличающиеся расположением, размерами и формой. Стоматологическая сверхкомплектность получила название гипердонтии (полиодонтии).

Общие сведения

Аномалия встречается у 5% населения земли. Рост сверхкомплектных зубов наблюдается в период любого прикуса – молочного и постоянного. Дополнительные зубы прорезываются полностью или остаются в челюстной кости, не выходя на поверхность десны.

Располагаются сверхкомплектные единицы на твердом нёбе, в зоне линии челюсти или с ее внешней/внутренней стороны. Растут они как самостоятельные зубы или объединяются с постоянными клыками, резцами, создавая массивные отростки.

Гипердонтия чревата функциональными нарушениями:

• невозможностью смыкания губ;

• речевой дисфункцией;

• проблемами при пережевывании;

• трудностями при проведении гигиенических процедур;

• нарушениями прикуса.

При скрытой гипердонтии обнаружить сверхкомплектную единицу можно лишь на рентгеновском снимке.

Причины и классификация

Точная причина сверхкомплектности на сегодняшний день не выявлена. Согласно предположениям ученых, полиодонтия – это атавизм или нарушение формирования зачатков зубов во внутриутробном периоде. Последнее предположение считается более вероятным.

Закладка зубов младенца во внутриутробном периоде зависит не только от генетического кода, но и от течения беременности матери. Причинами аномалий могут инфекционные болезни, дисфункция щитовидной железы, прием нежелательных продуктов и напитков и т.п.

Полиодонтию разделяют на следующие виды:

• Истинную. Дополнительные единицы выходят при постоянном прикусе.

• Ложную. Сверхкомплектные зубы появляются при преждевременном или позднем выпадении молочных зубов, проявляясь порой в сращенных формированиях.

Расположение единиц считается типичным (атавистическим) или атипичным. В первом случае сверхкомплект находится в пределах челюстных дуг, во втором – за пределами зубных рядов.

Признаки

Симптомы гипердонтии в детском и взрослом возрасте различны.

1. У детей сверхкомплектные зубы наблюдаются после рождения. Единицы причиняют дискомфорт, травмируют слизистую полости рта, затрудняют грудное вскармливание.

При проявлении полиодонтии в период сменного прикуса возникают следующие симптомы:

– увеличивается слюноотделение;

– возникает отечность, болезненность в зоне растущей единицы;

– повышается температура;

– затрудняется дыхание носом из-за отечности;

– возникают пищеварительные расстройства.

Сверхкомплектные зубы травмируют слизистую десен и языка, вызывают дисфункцию речи.

2. У взрослых полиодонтия встречается чаще, в виде дистопированных (вне челюстной дуги) и ретинированных (не прорезавшихся) единиц, сопровождаясь следующими симптомами:

– речевой дисфункцией;

– появлением на слизистых микротравм;

– нарушением прикуса, скручиванием и наклоном постоянных единиц;

– расшатыванием соседних зубов;

– болезненностью, дискомфортом.

Сверхкомплектные зубы вызывают осложнения в виде кист, остеомиелита.

Прорезавшиеся сверхкомплектные единицы выявляют визуальным осмотром.

Ретинированные зубы обнаруживают с помощью рентгенографии, ортопантомографии, компьютерной томографии.

Для лечения аномалии необходима консультация стоматолога-терапевта, ортодонта, хирурга или пародонтолога.

Выбор способа лечения зависит от возраста пациента, прикуса, особенностей прорезывания и местоположения сверхкомплектной единицы.

При выявлении лишних зубов при постоянном прикусе их, как правило, удаляют.

В части случаев возникает необходимость в дальнейшем ортодонтическом лечении для исправления дефектов прикуса. В ходе лечения используются ортодонтические конструкции, направляющие рост зубов по нужному вектору (пластинки, брекеты, каппы и т.п.).

Сохраняют сверхкомплектные единицы в том случае, если они не приводят к нарушению окклюзии, обладают естественными размерами и формой, и способны заменить разрушенный зуб в челюстном ряду.

Отказ от терапии

При отказе от лечения гипердонтии развиваются следующие осложнения:

– дефекты прикуса;

– дисфункция речи;

– регулярное травмирование слизистых ротовой полости, вызывающее воспалительные процессы, новообразования;

– разрушение соседних зубов;

– хронический остеомиелит.

Отказ от лечения сверхкомплектности в детском возрасте приводит к неправильному формированию тканей челюсти, разрушению зачатков постоянного прикуса, проблемам с прорезыванием единиц.