Секвестрэктомия

Современное лечение стоматологических болезней осуществляется малоинвазивными методами. Однако часть заболеваний по-прежнему требует хирургического вмешательства. Распространенный способ удаления некротированных тканей – секвестрэктомия.

Общие сведения

Участки костных тканей челюсти, пораженные некрозом вследствие остеомиелита, называются секвестрами. Отсюда и название оперативного лечения – секвестрэктомия. Процедура заключается в выскабливании пораженных тканей, очистке от очагов инфекции, находящихся глубоко в кости челюсти.

При отказе от операции скопление гнойных масс с течением времени «расплавляет» кость, что приводит к перелому челюсти.

Показания и противопоказания

Секвестрэктомию проводят при остеомиелите в любой стадии (острой, хронической), которая приводит к необратимым разрушениям челюстной кости пациента.

Основное заболевание провоцирует вторичные патологии, которые также считаются показаниями к проведению операции:

• язвы слизистых полости рта, возникающие при запущенном остеомиелите;

• свищи, появляющиеся в ротовой полости и пробивающиеся на лицевую поверхность;

• множественные гнойники, сопровождающие внутренние инфекционные процессы в острой стадии;

• злокачественные новообразования, затрагивающие костные ткани и способствующие их разрушению;

• частичные дисфункции внутренних органов, возникающие в результате постоянного воздействия токсинов.

Противопоказаниями к секвестрэктомии служат:

– сложные проявления остеомиелита при ослабленном иммунитете, когда операция способна ухудшить состояние пациента;

– хронические системные болезни, при которых секвестрэктомия провоцирует их обострение;

– общие противопоказания к оперативным вмешательствам.

Этапы подготовки

Перед хирургической операцией у пациента проводится забор анализов крови и мочи. Исследуются данные о количестве и качестве красных кровяных телец, сахара, наличие инфекции и др.

В зависимости от клинической картины, назначают кардиограмму, рентгеновское обследование, компьютерную томографию.

К подготовительному этапу также относится курс консервативной терапии, проводимый в случае необходимости. Он назначается для стабилизации состояния пациента, которое сопровождается гнойными выделениями, колебаниями температуры, отечностью.

Секвестрэктомию проводят под местным обезболиванием, с использованием проводниковой и инфильтрационной анестезии. В первом случае препарат вводят в иннервируемый участок, во втором – в зону проведения операции.

Методы

Способ оперативного вмешательства определяет хирург, учитывая клиническую картину и анатомическое строение челюстно-лицевого аппарата пациента. Секвестрэктомию проводят двумя методами:

1. С внутренней стороны:

• через ротовую полость иссекают альвеоляры, проводя трапециевидный разрез и формируя лоскут надкостницы;

• с помощью стоматологической ложки удаляют секвестры, грануляционные участки пораженных тканей;

• в обрабатываемую полость помещают биосовместимый компонент с антибиотиком, обеззараживающим препаратом;

• лоскут возвращают на место, ушивают.

Данный способ позволяет также обрабатывать гайморову пазуху при аномалии верхней челюсти.

2. С наружной стороны:

• на уровне нижнего края челюсти производят надрез;

• значительные фрагменты секвестра перед ампутацией дробят ножницами, аккуратно иссекая верхний слой;

• в сформированную полость закладывают костный материал;

• крепят дренаж на 24 часа;

• послойно ушивают рану.

Реабилитация

Средняя продолжительность реабилитации – от 10 до 12 дней. В послеоперационный период, под наблюдением врача, рана ежедневно обрабатывается антисептическими средствами.

На 3–4-й день проводится ультразвуковое или лазерное лечение.

На 7-й день, при отсутствии осложнений, операционные швы снимаются.

Пациенту назначают антигистаминные, обезболивающие препараты, иммуномодуляторы, витаминные комплексы с компонентами кальция.

В период реабилитации пациенту необходимо выполнять врачебные предписания:

– ограничивать физические нагрузки;

– придерживаться рекомендованного рациона.

Для закрепления результата секвестрэктомии возможно назначение курса антибиотиков.

Возможные осложнения

Скорому восстановлению после секвестрэктомии могут препятствовать следующие причины:

• костное строение пациента, в котором преобладают трабекулярно-губчатые ткани;

• расхождение швов;

• рецидив заболевания вследствие инфицирования раны в ходе проведения операции.

Нередко причина инфицирования заключается в несоблюдении пациентом предписанных врачебных рекомендаций. Для устранения проблемы потребуется повторное проведение операции.