Резорбция корня зуба

Резорбция корня – это утрата дентина или цемента по физиологическим или патологическим причинам. Твердые корневые структуры рассасываются бессимптомно, разрушаясь по невыявленным причинам. Заболевание диагностируют в ходе изучения рентгеновских снимков, поскольку внешние признаки отсутствуют.

Общие сведения

В наши дни корневую резорбцию провоцируют следующие факторы, действующие одиночно либо комплексно:

• хронические воспаления пульпы;

• травмы зубов;

• непрофессиональная ортодонтическая коррекция;

• заболевания пародонта;

• сверхкомплектные единицы;

• отбеливание по агрессивной методике;

• некорректная терапия каналов, операция в области корня;

• инфекции в пародонтальных или пульпарных тканях.

На разрушение корня не влияет состояние ротовой полости пациента, его возраст или пол.

При смене молочных зубов возникает физиологическая резорбция, когда рассасываются молочные корни. При постоянном прикусе причиной разрушения становятся эндокринные заболевания, инфекции, склеродермия, новообразования.

При отсутствии адекватного лечения патология охватывает околозубные костные ткани, альвеолу и коронку.

Виды

Резорбцию корня чаще подразделяют на наружную, внутреннюю и воспалительную.

• Наружная (поверхностная). Возникает в депульпированных молярах с внешней стороны корня, в месте соприкосновения с челюстью. Малые размеры дефектов не выявляются визуально.

Причины:

– воспаления в костных структурах;

– травмы;

– прикорневая киста, гранулема;

– заболевания периодонта;

– лучевая терапия онкозаболеваний.

При отсутствии своевременного лечения проблемный зуб удаляют.

Одна из форм наружной корневой резорбции – цервикальная, возникающая вследствие:

– травм;

– бруксизма;

– патологий прикуса.

• Внутренняя. Бессимптомное разрушение пульпы в здоровом корне чаще не пломбированного зуба. Возникающая гранулема может сигнализировать розовым пятном, с течением времени приобретающим серый оттенок.

– механические травмы;

– регулярное давление;

– пульпит в хронической форме.

• Воспалительная. Резорбция данного типа характеризуется болезненностью в проблемной единице.

Причины:

– инфекционное воспаление в корневых каналах;

– подвывих, вывих зуба;

– увеличение канальцев в дентине.

Осложнение рассасывания воспалительной природы – анкилоз, приводящий к расшатыванию больного зуба и его утрате.

Лечение

Тактика лечения зависит от клинической картины, вида патологии, состояния ротовой полости пациента.

• Поверхностная. Резорбция блокируется цементированием области поражения.

• Внутренняя апикальная. При диагностировании выжидают 6 месяцев. В случае отсутствия положительных результатов, развития периодонтита – проводят эндодонтическое лечение с обтурацией каналов.

• Внутренняя воспалительная. Каналы очищают от микроорганизмов, создавая условия для восстановления тканей.

• Анкилоз. Удаляют коронку проблемного зуба, заменяют пораженные структуры. Долговременные прогрессирующие поражения требуют оперативного вмешательства в виде лоскутной операции, предоставляющей доступ к пораженным участкам. К примеру, резекция верхушки корня проходит по следующему алгоритму:

– в проблемной единице за 1–2 дня до операции пломбируют каналы;

– под местной анестезией иссекают ткани десны;

– отодвигают лоскут от кости челюсти;

– отделяют надкостницу;

– высверливают в костной ткани отверстия специальным бором;

– сквозь отверстие отсекают верхушку корня;

– очищают область операции от некротированной ткани;

– обрабатывают рану антисептиком;

– заполняют полость регенерирующим материалом;

– накладывают швы.

Операция длится до 40 минут.

Реабилитация

Для скорейшего восстановления первые 14 дней после оперативного вмешательства пациенту необходимо соблюдать следующие требования:

1. Исключить из рациона твердые, жесткие продукты.

2. Отказаться от агрессивной пищи (горячей, холодной, сладкой, кислой, острой, соленой).

3. Отложить тяжелые физические нагрузки, занятия спортом, посещение бассейна, сауны, солярия.

4. Избегать нервного перенапряжения, стрессовых ситуаций.

5. Проводить гигиену полости рта, обходя зону операции, без использования агрессивных чистящих средств и жидкостей.

После хирургического вмешательства первые 2–3 часа запрещено принимать пищу и напитки с тем, чтобы не повредить целостности шва.

Для снятия послеоперационного воспаления стоматологи рекомендуют делать не полоскания, а ванночки. Для этого в полость рта набирается отвар, настой или раствор, удерживается на 5–7 мин. и сплевывается. В качестве лекарственных трав используют ромашку, шалфей и др. противовоспалительные средства. Для снятия отека используют раствор фурацилина.