Реставрация жевательных зубов

Передние и боковые элементы зубного ряда отличает не только функциональное назначение, но и причины, вызывающие разрушение их коронок. Фронтальные зубы чаще подвергаются механическим травмам (надкусывание непищевых предметов, падения, занятия спортом и т.п.). Жевательные единицы повреждают в основном болезнетворные бактерии, а также общие заболевания, сопутствующие стоматологическим.

Причины

Частыми причинами разрушения природных жевательных элементов становятся следующие патологии:

• поражение кариесом;

• болезни некариозной природы (некроз твердых тканей, флюороз, гипоплазия, несовершенный одонтогенез и т.д.);

• пульпит, периодонтит, распространившиеся на короночную часть зуба;

• общие заболевания, вызывающие ухудшение питания и разрушение ткани (проблемы кровообращения, сахарный диабет и др.).

Основная причина деструктивных изменений в жевательных единицах – кариесогенные бактерии, выделяющие в процессе жизнедеятельности разрушительные органические кислоты.

Разрушения коронки, с сохранением около 50% объема, подразделяют на три класса:

• I-й класс. Часто представлен фиссурным кариесом – поражением дна фиссур (углублений на поверхности боковых зубов). Данная кариозная форма выражена неявно, но под ней может скрываться глубокая полость.

Фиссурный кариес не изменяет окклюзионную плоскость пораженных единиц, не нарушает их жевательной функции.

• II-й класс. Неглубокие кариозные полости, в т.ч. после выпадения/извлечения старой пломбы. Невзирая на разрушение верхних слоев коронки, ее формы и окклюзионные бугры остаются незатронутыми. Они требуются в качестве ориентиров для дальнейшей реставрации жевательной стороны.

• III-й класс. Масштабные кариозные полости, отсутствие окклюзионных бугров-ориентиров для восстановления поверхности зубного ряда.

Лечение

В задачи лечения входит восстановление жевательной и эстетической функциональности. Тактика реставрации пораженной единицы определяется степенью ее разрушения.

• При разрушениях I-го класса коронку сохраняют, препарируя поврежденные ткани зуба и пломбируя кариозную полость.

Для реставрации окклюзионной плоскости используют следующую методику:

1. Силиконовым композитным составом заливают окклюзионную поверхность проблемного зуба. Границы материала находятся на уровне бугров.

2. Погружают рабочую головку аппликатора в композит, засвечивают его, получая окклюзионный ключ.

3. Пораженную единицу препарируют, проводят адгезивную подготовку.

4. Вносят в полость порцию пломбирующего композита, отдавливают окклюзионным ключом.

5. Убирают излишки материала, воздействуют на светоотверждаемую пломбу лампой, шлифуют, полируют.

После воссоздания исходной поверхности поврежденной единицы, сохраняются ее жевательные взаимоотношения с противоположным зубом-антагонистом.

• Повреждения коронки II-го класса устраняют следующим образом:

1. Препарируют кариозную полость.

2. Пломбируют композитным составом, закладывая слоями дентинный и прозрачный эмалевый материал.

3. Проводят адгезивную подготовку.

4. Формируют фиссуры, бугры посредством 3-х инструментов:

– крупным штопфером размечают поверхность, удаляют излишки композита;

– мелким штопфером формируют бугры;

– острым зондом воспроизводят фиссуры.

5. Композит фотополимеризуют, шлифуют, полируют.

• При разрушениях боковой коронки III-го класса (около 50%) основная задача реставрации – моделирование бугорков. Повреждения считаются крайней возможностью для реставрации короночной части, после которых необходимо уже микропротезирование.

Восстановление окклюзионной плоскости осложняется отсутствием ориентиров для восстановления формы и местоположения бугров, которые реставрируют следующими способами:

1. Ручным моделированием отдельных возвышенностей. Сначала формируют, светополимеризуют бугорки, затем – плоскость между ними.

Для определения рельефа, снимают, с помощью композитного материала, слепок в зоне окклюзии при сжатых челюстях между проблемным зубом и его антагонистом. По оттиску противоположного зуба определяют параметры возвышенностей на разрушенной коронке, замеряя их циркулем.

После ручного моделирования и полимеризации бугров, на поверхности формируют фиссуры, впадины.

2. Методом Wax-up:

– снимают с челюстей пациента оттиски;

– изготавливают гипсовые модели;

– устанавливают в окклюдатор;

– создают восковую модель недостающей части коронки;

– формируют полимерный шаблон, окклюзионный ключ.

– на поврежденную коронку (после препарации зуба) наносят композитный состав;

– надавливают окклюзионным ключом;

– полимеризуют, шлифуют, полируют.