Репозиция зуба при вывихе

Челюстные травмы различной сложности способны привести к полному разрушению мягких и твердых тканей ротовой полости. Возможно изменение зубных единиц в челюстном ряду. Возвращают вывихнутый зуб в изначальное положение с помощью репозиции.

Общие сведения

Вывихом зуба называется изменение его позиции в лунке вследствие механического воздействия. Неполный вывих характеризуется частичным смещением коронки, которая остается в альвеоле. При полном вывихе зуб удерживается деснами или выходит из альвеолярного отростка.

Вывихнутые зубы смещаются в нёбном, дистальном, вестибулярном направлении или поворачиваются вокруг вертикальной оси.

Причинами зубных вывихов могут служить следующие факторы:

– механические травмы вследствие падений, ударов и проч.;

– обилие в рационе твердой пищи;

– вредные привычки (лущение семян и орехов, перекусывание нитки и т.п.);

– неквалифицированная экстракция соседнего зуба.

Классификация и симптомы

Вывихи зубов подразделяют на следующие типы:

1. Ушиб. Зуб не сдвигается с позиции, приобретает небольшую подвижность и травму аппарата крепления. Об ушибе свидетельствует дискомфорт при жевании, пальпации и т.д.

2. Неполный вывих. Происходит вследствие надрыва дентальных тканей, травмирования альвеолярных стенок. Коронка зуба смещается в противоположном корню направлении. Признаками служат болезненность при жевании, смещение и подвижность единицы. Возможно возникновение кровоточащих десневых карманов.

3. Полный вывих. Возникает при полном разрыве дентальных тканей в области зуба, который выпадает. О травме свидетельствует кровоточащая лунка.

4. Вколоченный вывих. Травма периодонтальных тканей, возможно разрушение кости челюсти. Десна отекает, кровоточит, вывихнутый зуб становится заметно короче. Пациент ощущает значительную боль, препятствующую смыканию челюстей.

Диагностика и лечение

На первичном приеме стоматолог проводит осмотр ростовой полости, оценивает изменения в зубных рядах, состояние десен, выявляет вероятность дополнительного смещения травмированной единицы. С помощью рентгеновских снимков определяется состояние корня, возможные последствия травмы для других единиц. Посредством аппарата ЭОД проверяется состояние пульпы, выявляется некроз тканей.

План лечения составляется согласно типу вывиха.

1. При незначительном ушибе терапевтических мероприятий не проводят. Рекомендуют холодные компрессы и временное исключение из рациона жесткой пищи.

При значительном ушибе выполняют местную анестезию, дезинфекцию поврежденной зоны. При ушибе пульпарной ткани производят депульпирование, пломбируют каналы. Если повреждены нервно-сосудистые волокна и потемнела эмаль, то выполняют отбеливание.

Для ускорения заживления назначают противовоспалительные мероприятия, физиотерапию.

2. При неполном вывихе репозицию выполняют несколькими методами:

• В случае целостности корня зуб возвращают в верное положение вручную, с помощью медицинских инструментов.

• При наличии здоровых соседних единиц устанавливают металлическую шину в виде скобы.

• Устанавливают назубно-десневую шину из пластмассы и проволоки. Конструкцию изготавливают по слепкам челюстей пациента.

• При наличии устойчивых соседних единиц, закрепляют вывихнутый зуб проволочной лигатурой.

3. При полном вывихе проводят следующие терапевтические мероприятия:

– рассекают десну в области травмы;

– пломбируют канал;

– возвращают зуб на отведенное место;

– фиксируют с помощью приспособлений на определенное время.

Процедуру проводят немедленно или спустя некоторый период. Приживление травмированного зуба в результате терапии происходит спустя 30 дней.

4. При диагностировании вколоченного вывиха у детей в период сменного прикуса лечебные мероприятия первые несколько дней не проводят. Зуб может принять исходное положение самостоятельно.

При выраженной травме назначают комбинированную репозицию с последующим наложением на травмированную единицу шины.

В случае травмирования пульпы поврежденную ткань удаляют, после чего канал пломбируют.

Возможные осложнения

Репозиция зуба может вызывать в ротовой полости различные воспаления. С целью их предупреждения лечащий стоматолог прописывает противовоспалительные лекарственные средства.

После возврата вывихнутого зуба на место возможно рассасывание его корня.

Если вывих зуба не лечить

Игнорирование стоматологических мероприятий, направленных на лечение травмы, чревато следующими последствиями:

– прекращением роста, искривлением или укорочением корня вывихнутой единицы;

– возникновением гранулемы внутри пульпы;

– хроническим периодонтитом;

– некрозом тканей;