Ребенок скрипит зубами

В детском возрасте часто встречает бруксизм, или зубной скрежет во сне. Временное явление, как правило, исчезает в 5–6 лет самостоятельно. Однако если оно наблюдается у 7-летнего и старше ребенка – это повод обратиться к врачу, поскольку это угроза для постоянного прикуса.

Признаки бруксизма у ребенка выражаются в следующем:

– утренняя головная боль;

– заложенность в ушах;

– болезненные ощущения в области спины;

– раздражительность, плаксивость без повода;

– неспокойный сон, часто с плачем;

– равнодушие к еде;

– скорая стираемость эмали.

Причины

Распространенное в быту мнение о том, что скрежет зубами вызывает наличие глистов, ничем не обоснованно. Причиной бруксизма может быть один из множества факторов.

• Искусственное вскармливание. Раннее отлучение от груди для грудничка – это стресс. Согласно статистике, чаще скрипят зубами мальчики, вскормленные искусственным молоком. Поэтому следует стараться, чтобы ребенок получал полноценное грудное питание положенный период. Кормящие матери для этого должны соблюдать установленный режим и рацион питания, сцеживать излишнее молоко, избегать нервирующих ситуаций.

• Прорезывание зубов. Как правило, дневной скрежет возникает после появления очередного молочника. Ребенок испытывает новые ощущения, играет, скрежеща зубами, но скоро перестает. Картина может повториться при смене молочного прикуса на постоянный.

• Зубные патологии. Бруксизм в годовалом возрасте свидетельствует о патологическом функционировании зубочелюстного аппарата. Скрипя зубами, ребенок пытается комфортно расположить зубки в полости рта, которые доставляют неудобства вследствие неправильного прикуса, воспалительных процессов в челюсти или патологии ВНЧС.

• Стресс. Если 2–3-летний ребенок продолжает скрежетать, то это говорит о проблемах с его нервами. Бруксизм в этом возрасте – реакция на стрессовые ситуации, отрицательные или положительные эмоции, которые возникают вследствие перевозбуждения.

• Проблемы со сном. Плохое засыпание, храп, бормотание во сне, энурез, сомнамбулизм провоцируют зубной скрежет во сне. Нарушение сна также приводит к спазму жевательных мышц. Родители должны взять под контроль время, отведенное для ночного отдыха ребенка.

• Нарушение режима питания. Непроизвольные сокращения жевательной мускулатуры провоцирует поздний прием пищи. Ужин должен проходить за два часа до сна. За один час перед сном допустим стакан кефира.

• Дефицит витаминов. Если ребенок скрежещет зубами днем, то его организм может испытывать авитаминоз. Недостаток витамина В, кальция и магния провоцирует перенапряжение жевательных мышц. Витаминные комплексы назначает врач после обследования, в необходимой дозировке.

• Болезни дыхательных путей. О синусите, бронхите свидетельствуют кашель и бруксизм. Последний проходит после лечения основного заболевания.

• Заболевания уха, горла, носа. Ночной скрежет также вызывает воспаление миндалин (аденоидит). Увеличенные аденоиды доставляют ребенку дискомфорт, что выражается в непроизвольных мышечных спазмах. Первый симптом патологии – рот, приоткрытый постоянно.

Что делать

При обнаружении неприятного явления родителям следует предпринять следующие действия:

1. Обратиться к детским врачам – стоматологу, неврологу.

2. Контролировать психологический климат в семье.

3. Следить за соблюдением режима дня ребенка. Успокаивать его нервное состояние перед сном.

4. Сбалансировать рацион питания малыша. В меню ежедневно должны присутствовать твердые фрукты, овощи. Нагружая жевательные мышцы днем, можно снизить их ночную активность.

5. Вырабатывать у ребенка контроль жевательной мускулатуры. Упражнение в игровой форме «сомкнуть губы, развести зубы» нужно выполнять ежедневно. Так можно предупредить вредную привычку непроизвольного сжатия челюстей.

Профилактика

Универсальных профилактических мероприятий по предотвращению бруксизма не существует. Родители могут уменьшить риск его возникновения соблюдением определенных правил.

1. Следить за гигиеной полости рта ребенка. Чистить зубки малышу посредством специально предназначенных напальчников. В период прорезывания зубов, для снижения зуда в деснах, давать ребенку т.н. прорезыватель, предотвращающий трение единиц друг о друга.

2. Предупреждать стрессовые ситуации. Из жизнедеятельности ребенка следует исключать стрессы любого вида. Отрицательное воздействие на психику малыша оказывает любая ситуация – и его собственные неприятности, и разговор между взрослыми на повышенных тонах.

3. Бороться с негативными привычками. К ним относятся сосание предметов (пустышка, палец), обгрызание (карандаш, ноготь) и т.д.