Распломбирование корневых каналов

Эндодонтия – сложная область стоматологии, в рамках которой даже завершение лечебного цикла не гарантирует исключение необходимости в повторных процедурах. Недостаточное внимание к состоянию каналов, расположенных в корневой части зубов, подвергшихся обтурации, становится причиной распространения патогенов, провоцирующих заболевания полости рта. При продолжительном развитии патологии ухудшают состояние тканей, ослабляя структуру и приводя к выпадению зубов, а если врачебное вмешательство откладывается до последнего момента – ставят под угрозу функциональность всего челюстного отдела. Чтобы избежать негативных последствий и провести качественную профилактику при повторном лечении, нередко требуется дезобтурация – распломбирование корневых каналов.

Общее представление и показания

С технической точки зрения процедура представляет собой процесс удаления из коронки ранее нанесенного композита, в ходе которого врач очищает канал от побочных элементов. Операция предусматривает полное прохождение корневой полости, с расширением в апексном направлении – с этой целью используется инструментарий с разным диаметром.

Для причин, наличие которых определяет необходимость повторного вмешательства, характерна как скрытая, так и явная симптоматика, выражающаяся в следующих проявлениях:

• Возникновение болезненности в зубе, ранее подвергшемся лечению. Нормальным явлением считается дискомфорт, который сохраняется в первые 48 часов с момента прекращения действия наркоза, постепенно исчезающий без сторонней помощи. Если боль продолжает беспокоить пациента на протяжении продолжительного срока – следует пройти дополнительное обследование.
  • Развитие патологических процессов и распространение инфекции внутри коронки. К числу возможных последствий относятся кариес, образование воспалительных очагов, периодонтит и т.д. В данном случае определить наличие отклонений на ранней стадии позволяет рентгенография. На более поздних этапах негативные проявления становятся заметны уже при визуальном осмотре.
  • Появление отеков и воспаленное состояние десен, прилегающих к зубу, не проходящее на протяжении продолжительного временного отрезка.
  • Образование в структуре композитного материала трещин, а также промежутков между пломбой и основанием, обуславливаемых низким качеством выбранного состава или нарушением технологии его нанесения. В сформировавшихся полостях скапливаются бактерии и застревают остатки пищи, что в конечном счете становится причиной развития кариеса.

Распломбирование корневых каналов требуется не только в случае выявления недостатков эндодонтического лечения, но и при планировании установки имплантата, в ситуациях, когда на время подготовки к операции устанавливается временная пломба. В связи с этим рекомендуется периодическая проверка состояния композита – как в первые дни после окончания врачебного вмешательства, так и спустя несколько месяцев, в соответствии с назначенным графиком. При этом появление негативной симптоматики выступает основанием для немедленного обращения к стоматологу.

Современные методики

Технологии, применяемые для удаления пломб, предусматривают использование одной из следующих методик:

• Химическая дезобтурация – покрытие поверхности композита пастой или раствором, размягчающим отвердевшую структуру;
  • Механическое извлечение с использованием оборудования и инструментов, позволяющих освободить полость от остатков материала.

Факторами, обуславливающими выбор в пользу конкретного способа, выступают:

• Тип материала, использовавшегося при эндодонтическом лечении;
  • Особенности анатомического строения каналов;
  • Специфика запланированной реставрации зуба.

Использование химического метода удаления предусматривает использование классификации, основанной на определении степени сложности процедуры. От этого, в том числе, зависит и количество плановых посещений стоматологии. Упрощенный метод, реализуемый в рамках одного визита, допускается в ситуациях, когда ранее для пломбирования использовались фотополимерные пасты. Подобные составы более восприимчивы к воздействию органических растворителей, тогда как цементные или резорцин-формалиновые пломбы требуют двух сеансов. При первом проводится механическая обработка камеры и канального входа, с последующей установкой тампона и временной пломбы, а уже во время второго визита удаляется старая структура.

В рамках процедуры применяются антисептические составы, обеспечивающие профилактику инфицирования. При необходимости коронка дополнительно обрабатывается при помощи бора или корневой развертки.