Радикулярная киста

Полость в верхушке зубного корня, заполненная кистозной жидкостью, называется радикулярной кистой. Бессимптомное развитие болезни чревато хроническим гайморитом, переломом челюсти. Лечение патологии проводится несколькими методами.

Общие сведения

Радикулярная киста длительное время не проявляется в симптомах. Первые жалобы возникают при появлении гнойников, проникающих в гайморовы пазухи.

Новообразования достигают 5–6 см в величину. С течением времени киста деформирует твердую ткань кости, приводя к перелому челюсти.

Заболевание относится к распространенным кистозным поражениям верхней челюсти, диагностируемым у 90% пациентов в возрасте 20–45 лет.

Причины

Кистозное образование в виде капсулы, изолирующей воспалительный очаг, развивается на фоне следующих заболеваний:

– пульпита, периодонтита;

– обширного кариозного поражения;

– инфекции дыхательных путей (отит, воспаление гайморовых пазух, ангина);

– ослабленный иммунитет;

– сложное прорезывание зубов;

– дефекты прикуса;

– хронический стоматит;

– трещины, сколы зубной эмали, механические травмы зубов.

Признаки

Основная опасность радикулярной кисты – бессимптомная начальная стадия. Инкубационный период заболевания продолжается несколько лет, не проявляясь в выраженных признаках.

О наличии патологии пациент судит по потемнению коронки зуба. При этом чистка каналов проходит безболезненно, поскольку в них находится кистозная жидкость. При пальпации пораженной единицы также не возникает болезненности или дискомфорта.

По мере развития заболевания из-за истончения кости челюсти изменяются черты лица. Кистозная жидкость густеет, замещаясь гнойной массой. В этот период пациент испытывает повышение температуры тела, лихорадку, озноб, ухудшение общего здоровья.

На поздней стадии область поражения выделяется покраснением, отечностью, болевыми ощущениями. В этот период возможно инфицирование гайморовых пазух.

После визуального осмотра, для уточнения диагноза, проводят рентгенографию, электроодонтометрию или пункцию.

Лечение

Метод лечения патологии определяет стоматолог, учитывая размеры кисты, клиническую картину заболевания, возраст пациента и его состояние здоровья.

1. Цистэктомия. Оперативное вмешательство, при котором новообразование полностью удаляют, отсекая его от прилегающих тканей слизистых. В ходе операции пораженную часть корня ампутируют. Процедура показана для удаления незначительных формирований в здоровой ткани челюсти.

2. Цитотомия. Новообразование извлекают с подвижным элементом корня пораженной единицы. В ходе процедуры ампутируют переднюю стенку кисты, выводят из нее жидкость и проводят терапевтическое лечение. Операция показана для лечения значительных образований под местной анестезией.

3. Гемисекция. При ампутации некротических тканей удаляют корневую часть пораженной единицы. Для сохранности здоровых фрагментов показано дальнейшее протезирование.

4. Лечение с помощью лазера. Современный метод устранения кистозных образований проводится следующим образом:

– пораженные каналы чистят;

– с помощью лазера удаляют кисту;

– путем депофореза (с использованием гидроокиси меди-кальция) стерилизуют депульпированные каналы;

– устанавливают временную пломбу.

5. Консервативная терапия. Малоинвазивный способ лечения включает следующие этапы:

– вскрывают коронку проблемного зуба, удаляют старую пломбу;

– чистят пораженную полость, обрабатывают антисептическим препаратом;

– выводят лекарственное средство за пределы корня для обработки инфицированных тканей;

– устанавливают временную пломбу;

– проводят повторную обработку дезинфицирующими препаратами;

– фиксируют результаты лечения на рентгеновском снимке, устанавливают постоянный цемент.

Возможные осложнения

При переходе патологии в запущенную форму существует риск развития следующих осложнений:

• разрушение целостности кости, ее постепенное растворение;

• увеличение лимфоузлов в зоне воспаления;

• возникновение периостита;

• развитие гранулемы с гнойными выделениями;

• гайморит с прорастанием кисты в гайморову пазуху;

• перелом челюстной кости;

• некроз тканей;

• общее заражение крови.

Профилактика

Соблюдение стоматологических правил снижает риск развития и отрицательного влияния радикулярной кисты:

1. Регулярно (раз в полгода) посещать стоматолога для профилактического осмотра.

2. Соблюдать гигиену полости рта.

3. Контролировать состояние слизистых самостоятельным осмотром.

4. Предупреждать механические травмы лица и зубов.

5. При появлении признаков стоматологического заболевания – немедленно обращаться за профессиональной медицинской помощью.