На произношение звуков влияет наличие или отсутствие стоматологических патологий. При этом существует обратная связь. Правильность дикции способствует формированию зубочелюстного аппарата.
Прикус и речь – взаимодействующие факторы, которые при появлении дефектов требуют комплексного лечения.
К речеобразующему аппарату относятся органы дыхания, губы, челюсти, а также полость рта. Дисфункция любого из них отражается на качестве произношения звуков.
Прикус воздействует на звучание шипящих, свистящих звуков. Для их правильного произношения щель между передним зубами обеих челюстей не должна превышать 2 мм.
Четкому произношению звуков препятствуют следующие патологии:
• Прогнатия. Нижняя челюсть западает назад. Между верхними и нижними передними зубами нет контакта.
• Прогения. Дуга нижней челюсти выдвигается вперед. Передние зубы обеих челюстей смыкаются неправильно.
• Фронтальный открытый прикус. Передние зубы не смыкаются – рот пациента преимущественно приоткрыт.
• Боковой открытый прикус. Между жевательными зубами при смыкании имеется щель.
• Глубокий прикус. Резцы верхней челюсти перекрываются нижнечелюстными антагонистами более чем наполовину.
• Перекрестный прикус. Зубные ряды смещены относительно друг друга в горизонтальной плоскости. Кончик языка неплотно прилегает к зубам.
Искажению дикции способствует частичная адентия во фронтальной зоне.
Дефекты дикции поддаются быстрому лечению в детском и подростковом возрасте при обращении к ортодонту и логопеду.
Патологии зубочелюстного аппарата (соответственно, речевые нарушения) возникают вследствие:
– краткосрочного периода грудного вскармливания (до двух месяцев), неправильного охвата ребенком груди;
– проблем со здоровьем матери в период развития эмбриона, травмы при рождении;
– наличия вредных привычек (сосания пустышки, пальца, прикусывание предметов и т.д.);
– преждевременной потери молочных зубов;
– хронических заболеваний органов дыхания, провоцирующих дыхание ртом;
– механических травм мягких и твердых тканей полости рта;
– генетических факторов;
– диспропорции челюстей и зубов;
– гормональных сбоев (болезни эндокринной системы, периоды пубертата, беременности, климакса);
– ослабленного иммунитета.
Поскольку костная система взрослых людей сформирована, то дефекты дикции уже укреплены.
Нарушения прикуса исправляют, как правило, с помощью брекетов. По завершению лечения проводят мероприятия, нацеленные на нормализацию деятельности мышц полости рта, включая мышцы языка.
Коррекция дефектов речи во взрослом возрасте продолжается длительное время и требует множества усилий. При этом по окончании курса коррекции дисфункция речи периодически проявляется.
При отказе от лечебных мероприятий, направленных на исправление дефектов окклюзии, возникают следующие осложнения:
• дисфункция жевательного и речевого аппаратов;
• возникновение болезней пародонта, чреватых преждевременной потерей (адентией) зубов;
• нарушения в работе ВНЧС (височный нижнечелюстной сустав);
• регулярное травмирование мягких тканей и слизистых ротовой полости, появление кровоточивости, воспалительных процессов, эрозии, а также переход доброкачественных новообразований в злокачественные;
• неэстетичная улыбка, приводящая к психологическим проблемам;
• ухудшение качества гигиенических мероприятий в полости рта;
• сложные стоматологические болезни с яркой дискомфортной симптоматикой;
• снижение функциональности зубных рядов, неравномерная жевательная нагрузка на челюсти;
• скорое истирание эмали зубов, вызывающее общее ухудшение самочувствия.
Последствия пренебрежительного отношения к речевой дисфункции не столь значительны, однако все же требуют медицинского лечения. У детей симптомы болезненных состояний выражаются в следующих признаках:
1. Снижается способность к коммуникабельности.
2. Ухудшается социальная адаптация. Как правило, ребенок с дефектами речи замкнут, не контактирует с окружающими, стыдится произносить звуки, терпит насмешки со стороны сверстников.
3. Затормаживается умственное развитие. Согласно исследованиям, проводимым среди детей с дефектами дикции, умственные способности малышей до 4-х лет не отличаются от способностей их сверстников (с правильной речью). Однако уже к 6-ти годам более чем у 50% наблюдается задержка в интеллектуальном развитии.
Учитывая последствия отказа от адекватного лечения, родителям, даже при незначительных дефектах прикуса у ребенка, следует своевременно обращаться за профессиональной медицинской помощью.