Повреждение нижнечелюстного нерва при имплантации

Согласно данным статистических исследований, вероятность травмы нижнечелюстного альвеолярного нерва в процессе установки имплантата невысока. Однако подобные повреждения все же встречаются, и могут обернуться для пациента рядом существенных осложнений.

Общее представление

Нервный пучок, проходящий через нижнечелюстной отдел, входит в структуру тройничного нерва, отвечающего за чувствительность тканей лица и полости рта, а также мышечное сокращение. Расположенный рядом с корневой системой, нижний альвеолярный нерв подвержен риску повреждения при проведении стоматологических операций, связанных с восстановлением зубного ряда, в первую очередь – имплантации. Подобные ситуации, согласно официальной статистике, встречаются в 3% случаев, и в 1,7% - становятся причиной развития невропатии.

Факторы возникновения

Установка имплантата – не единственная возможная причина повреждения нижнечелюстного альвеолярного нервного пучка. К числу факторов, повышающих риск возникновения проблемы, также относят:

• Операции по удалению дистопированных зубов мудрости;
  • Попадание пломбирующего материала в полость канала, ведущего к нерву;
  • Врачебные ошибки, допущенные в ходе проводникового обезболивания;
  • Занесение инфекции в периапикальную область нижнечелюстного отдела.

Тем не менее, имплантация остается наиболее распространенным первоисточником рассматриваемой патологии.

Характерные признаки

Симптомом, свидетельствующим о поражении нерва, является выраженный дискомфорт, возникающий в области иннервации, охватывающей нижнюю губу, десенную и щечную слизистую оболочку, а также зону ментального отверстия, то есть участки выхода нервных окончаний на вестибулярную поверхность, располагающиеся между нижними премолярами. К числу характерных проявлений относят:

• Парестезию – изменение чувствительности, не сопровождающееся неприятными ощущениями, в том числе невосприимчивость к боли, вызванной механическим воздействием;
  • Дизестезию – преобразование, характеризующееся ощутимым дискомфортом, выражающимся в форме болезненных ощущений, а также нервного напряжения тканей;
  • Анестезию – полную утрату восприимчивости к внешним воздействиям.

В структуру нижнечелюстного нерва также входит язычный нерв, пролегающий в десенных тканях с внутренней стороны. В данном случае поражение сопровождается усиленным слюноотделением, образованием речевых дефектов, вкусовыми расстройствами, онемением или жжением языка. Восстановление после подобных повреждений длится 7-10 недель, и не требует медицинского вмешательства.

Классификация проявлений

Принятая классификация, разработанная британским специалистом Гербертом Седдоном, предусматривает дифференцирование повреждений тройничного нерва по следующим категориям:

• Невропраксия – травмы, не сопряженные с дегенерацией или нарушением структуры оболочки нервных волокон, проходящие через несколько недель с начала лечения;
  • Аксонотмезис – обратимые поражения, обуславливающие необходимость интенсивной терапии, продолжающейся от трех до шести месяцев;
  • Невротмезис – сложные необратимые повреждения, охватывающие всю структуру нервного пучка, и провоцирующие образование рубцовой ткани. Устраняются путем оперативного вмешательства.

Также в стоматологии применяется классификация, утвержденная ВОЗ, предусматривающая деление повреждений, с точки зрения их тяжести, на пять категорий:

• Компрессионное повреждение с сохранением нерва;
  • Образование отека;
  • Разрыв;
  • Полный разрыв;
  • Травматическое повреждение, ведущее к образованию фиброза.

В рамках диагностики неврологических патологий применяются две методики:

• Механоцептивное обследование, позволяющее установить реакцию нервов на механическую внешнюю стимуляцию;
  • Ноцицептивное исследование, устанавливающее порог восприимчивости к болевым ощущениям.

Одновременно с исследованием пораженной зоны проводят тесты и с противоположной стороной челюстно-лицевого аппарата. Это необходимо для сравнения результатов проверки здоровой и больной стороны.

Методика лечения

Возникновение болевого синдрома, а также нарушений нервной восприимчивости, предусматривает использование одной из следующих врачебных тактик:

• Интервальное отслеживание динамики изменений;
  • Медикаментозная терапия;
  • Извлечение либо коррекция положения имплантата;
  • Микрохирургическое вмешательство.

Выбор методики лечения зависит от показаний клинической картины. Стоит отметить, что хирургическая коррекция актуальна только в первый год после установки имплантата, приведшей к повреждению нижнечелюстного нерва, поэтому во время реабилитации важно уделить особое внимание возникающей симптоматике.