Поверхностный кариес

Одной из распространенных форм проявления кариеса является поверхностное поражение зубной эмали, характеризующееся образованием малозаметных шероховатостей и небольших полостных участков. Данная стадия развития, в соответствии с принятой классификацией, относится ко второму этапу, являясь промежуточным звеном между меловым пятном, формирующимся на вестибулярной поверхности, и его последующим потемнением. Отсутствие выраженных болезненных ощущений и дискомфорта, характерное для поверхностного кариеса, затрудняет своевременное выявление патологии, в результате чего заболевание, как правило, переходит в более сложную фазу.

Характеристика и симптомы патологии

Со стоматологической точки зрения поверхностный кариес рассматривается в качестве одной из начальных форм, что обуславливается отсутствием глубинного поражения дентинной структуры. Патология протекает без явной симптоматики, и способна оставаться незамеченной на протяжении продолжительного временного отрезка. К числу признаков, позволяющих диагностировать заболевание в домашних условиях, относятся:

• Образование на эмали небольших пятен с желтоватым оттенком;
  • Рост чувствительности зубов к горячей и холодной, а также сладкой и кислой пище;
  • Возникновение дискомфорта при механическом воздействии, включая чистку зубов;
  • Появление ощутимой шероховатой структуры, заметной при тактильном контакте.

Наличие одного или нескольких симптомов является основанием для прохождения стоматологического обследования, по результатам которого может быть назначено лечение кариеса десен или зубного ряда.

Методы диагностики

Клиническая диагностика, проводимая в рамках осмотра полости рта, предусматривает использование различных методик, позволяющих определить степень развития патологии. Поверхностный кариес со временем способен перерасти в более тяжелую форму, поражающую дентин и пульпарную камеру, поэтому важно оперативно подобрать оптимальную методику лечения.

К числу актуальных методов обследования, применяемых в клиниках, относятся:

• Визуальный осмотр и перкуссия – оценка состояния зубного ряда путем простукивания элементов, позволяющего выявить реакцию пациента;
  • Зондирование – методика, позволяющая установить наличие поверхностного кариеса благодаря обнаружению шероховатой текстуры на поверхности эмали;
  • Окрашивание – использование специальных красителей, формирующих маркеры в областях поражения, характеризующихся недостаточной минерализацией;
  • Антисептическая сушка – нанесение на зубной ряд особого состава, который под действием направленного светового потока указывает на дефектные участки;
  • Дифференциальная диагностика – процедура, предусматривающая сопоставление базовых симптомов, наблюдающихся у пациента.

Итоговая стоимость стоматологических услуг складывается из многих факторов –как правило, цена на лечение кариеса в клиниках СПб согласовывается по итогам проведения предварительной диагностики, определяющей структуру лечебного плана.

Лечение и профилактика

Ввиду незначительного поражения структуры эмали, для лечения поверхностного кариеса допускается как минерализация, так и препарирование тканей. Выбор методики зависит от текущего состояния зуба, определяемого по двум критериям:

• Степень шероховатости. Если внешний слой подвергся несущественным изменениям, устранить проблему позволяет шлифовка, осуществляемая механическим или воздушно-абразивным способом. Участок, с которого была удалена пораженная ткань, восстанавливается при помощи специальных составов, насыщенных фтором и минеральными веществами;
  • Глубина полости. Возникновение кариозной полости, обуславливаемое внутренним разрушением тканей, требует удаления отмерших элементов и последующей установки композитной пломбы, закрывающей основание зуба от внешнего воздействия. Современные материалы отличаются прочностью и визуальной схожестью со структурой натуральной эмали, что облегчает эстетическую реставрацию, и гарантирует восстановление функциональности зубного ряда.

В том случае, если поверхностный кариес перешел в состояние темного пятна, ухудшающего внешний вид эмали, коррекция и лечение осуществляется с использованием стоматологических методов. Задачей стоматолога выступает не только устранение проблемы, но и предотвращение повторных проявлений патологии. Определение лечебного плана основывается на анализе клинической картины, позволяющей установить причины развития заболевания.

Профилактика кариеса предусматривает соблюдение врачебных предписаний, не требующих особых усилий или дополнительных расходов, связанных с приобретением специальных средств. Регулярный гигиенический уход за полостью рта, отказ от вредных привычек и периодическое прохождение планового клинического осмотра позволят предотвратить развитие патологии, а при ремиссии – помогут выявить и купировать ее на начальных этапах.