Подвывих челюсти

Подвывих нижней челюсти – это частичное смещение головки височно-нижнечелюстного сустава. При этом функциональность ВНЧС не нарушается. Проблема встречается у пациентов любого возраста, в том числе у новорожденных и грудных детей.

Общие сведения

Изменение анатомического положения нижней челюсти происходит вследствие воздействия на нее внешней механической силы, превышающей силу, удерживающую сустав в углублении сумки.

По типу и положению головки сустава, подвывих относится к одному из следующих видов:

– передний, при котором суставная головка разместилась перед углублением;

– задний (за углублением);

– боковой (сбоку относительно углубления).

Помимо этого, различают односторонние (с левой или правой стороны) и двусторонние (с каждой стороны челюсти) подвывихи.

При незначительном смещении сустава диагностируют простой подвывих. В случае частичных разрывов связок и мышц подвывих нижней челюсти считается сложным.

Причины

Подвывих нижней челюсти может возникать из-за недостаточного натяжения связок, вызванного следующими причинами:

– ревматизмом;

– прогрессирующим артритом;

– остеомиелитом;

– болезнями, деформирующими суставы;

– судорогами, приступами эпилепсии;

– последствиями перенесенного энцефалита.

У людей с перечисленными патологиями подвывих может вызывать несильная пощечина. К более серьезным факторам, смещающим положение нижнечелюстных суставов у всех пациентов, относятся:

• механические травмы, занятия контактными видами спорта;

• невыраженная аномалия суставной ямки;

• чрезмерное раскрытие рта при зевании, надкусывании и т.п.;

• использование зубочелюстного аппарата в иных целях (раскалывание орехов, открывание бутылочных пробок и т.п.).

Симптомы

О нижнечелюстном подвывихе свидетельствуют болезненность при движении нижней челюстью и повышенное слюноотделение. Сопутствующие симптомы позволяют судить о характере патологии:

1. При двустороннем переднем подвывихе возникают следующие ощущения:

– боль в черепе, отечность в области ушей;

– частичное нарушение речи;

– невозможность смыкания челюстей.

2. При одностороннем переднем подвывихе проявляются симптомы двустороннего, только с одной стороны челюсти. В данном случае смыкание челюстей возможно.

3. При двустороннем заднем подвывихе:

– значительный болезненный дискомфорт, отек в области ушей, появляющийся позже;

– плотное смыкание челюстей без возможности открытия рта;

– смещение нижней челюсти в сторону гортани;

– в горизонтальном положении у пациента возникают проблемы дыхания;

– дисфункция речи.

4. При боковом подвывихе:

– резкое смещение челюсти в одном из направлений, четко диагностируемое при визуальном осмотре;

– болезненность в области смещения;

– нарушение речи.

Симптомы подвывиха аналогичны признакам вывиха челюсти, но в менее выраженной степени. При вывихе челюстной сустав не частично смещается, а полностью выходит из ямки.

Лечение

При подозрении на подвывих, до обращения за срочной стоматологической помощью, следует зафиксировать положение нижней челюсти любыми подручным средствами (платком, поясом и т.п.) и, при необходимости, принять обезболивающее лекарство.

Подвывихи нижней челюсти лечат у ортодонта, который вправляет сустав в челюстное углубление инфильтративным либо проводниковым методом:

• По Гиппократу. Врач проводит процедуру, стоя лицом к сидящему пациенту. После ввода обезболивающего, он плотно охватывает ладонями нижнюю челюсть пациента, устанавливая большие пальцы на жевательные зубы. Плавным нажатием на кость, доктор расслабляет жевательные мышцы, смещает челюсть назад и резким движением поднимает вверх. При этом челюсти непроизвольно смыкаются, а щелчок сигнализирует о том, что сустав возвратился на место.

После вправления подвывиха на область поражения накладывается пращевидная повязка. Пациенту рекомендуют снизить жевательную нагрузки на 2 недели.

• По Попеску. Используется при запущенном переднем подвывихе, когда другие методы лечения малоэффективны. Процедуру проводят под местным или общим наркозом на лежащем пациенте. Между жевательными зубами нижней и верхней челюстей устанавливают тканевые валики диаметром 1,5 см. Ортодонт надавливает на подбородок вверх и назад, вводя сустав в нужное углубление.

При регулярных подвывихах для курсового лечения используют съемные и несъемные ортодонтические шины, которые устанавливают на зубных рядах. Они не позволяют нижней челюсти открываться на большую ширину.

При своевременном вправлении челюстного подвывиха и соблюдении стоматологических рекомендации лечебный прогноз благоприятен. В части случаев возможен рецидив или тугоподвижность суставов.