Подвывих челюсти

Патологические процессы, развивающиеся в структуре челюстного сустава, способны стать причиной образования подвывиха. Отклонение характеризуется отходом сочлененных поверхностей, при котором точки соприкосновения и базовый функционал остаются неизменными. Патология не имеет возрастных ограничений, однако чаще всего диагностируется у пациентов старшей группы.

Структура

В процессе эволюционного развития нижнечелюстного отдела сформировалась мобильная и автономная структура, получившая возможность свободно смещаться в различных направлениях, и выполнять базовые задачи, необходимые для функционирования человеческого организма. Височно-нижнечелюстной сустав, соединяющийся с костной структурой черепа, по умолчанию располагается в ямочной впадине.

Подвывих – состояние, при котором суставная головка частично выходит из ложа, поддаваясь воздействию внешних факторов. Подобное отклонение свидетельствует об ослаблении связок, либо о нарушениях, образовавшихся в углублении. Практика показывает, что вправление челюсти при подвывихе собственными силами не составляет особой сложности, однако систематичность проблемы является поводом для обращения к стоматологу.

Причины и классификация

Фактором, приводящим к смещению нижнечелюстного отдела, как правило, выступает приложение внешней силы, показатель которой превышает допустимую нагрузку. При этом верхняя планка зависит от физиологических и анатомических особенностей организма.

Критерии, характеризующие плотность суставной структуры – связочное натяжение и костное притяжение. От прочности данных связей зависит вероятность перехода подвывиха в хроническую форму, при которой нарушение способно возникать самопроизвольно, или же при минимальном воздействии на челюстной аппарат. К числу обстоятельств, повышающих вероятность негативного развития событий, относят:

• Тяжелые формы ревматизма;
  • Развитие артрита ВНЧС либо остеомиелита;
  • Судорожные и спазматические проявления;
  • Ранее перенесенный энцефалит;
  • Диагностированную эпилепсию.

Среди факторов, способных привести к механическому повреждению связок, выделяют:

• Контактные травмы, возникающие в результате ударов и столкновений;
  • Чрезмерное раскрытие полости рта;
  • Злоупотребление вредными привычками.

Кроме того, причиной подвывиха нередко оказываются врожденные патологические дефекты, оказывающие влияние на структуру суставной ямки.

К числу критериев, применяемых для дифференциации патологии, стоматологи относят:

• Положение суставной головки, исходя из которого разделяют переднюю, заднюю и боковую формы подвывиха;
  • Специфику физиологического смещения, в соответствии с которой различают одно- и двухсторонние случаи;
  • Степень тяжести отклонения, подразумевающую деление на простые и сложные клинические ситуации.

Тактика лечения, а также продолжительность восстановительного цикла, напрямую зависят от того, что именно стало причиной возникновения подвывиха. Стоит отметить, что устранение проблемы на ранних стадиях развития сопряжено с гораздо меньшими усилиями, поэтому при первых негативных симптомах рекомендуется посетить стоматологию для прохождения комплексной диагностики.

Симптомы и признаки

К числу универсальных симптомов, отмечаемых при любой форме подвывиха, относят:

• Болезненные ощущения разной степени выраженности, усиливающиеся при попытке совершения движения нижней челюстью;
  • Ухудшение мобильности ВНЧС, мешающее привычному образу жизни;
  • Обильное слюноотделение, вызванное нарушением функции проглатывания.

Для клинических случаев, характеризующихся двухсторонним поражением фронтальной зоны, характерны:

• Выраженное нарушение окклюзии, вынуждающее держать рот открытым постоянно;
  • Головные боли, отечность тканей в ушной области, а также нарушение речевой функции.

При одностороннем подвывихе наблюдается схожая симптоматика, однако пациент имеет возможность хотя бы частично сомкнуть челюсти, снизив уровень дискомфорта. А вот в случае с задним двухсторонним вывихом возникает обратная ситуация – разомкнуть челюсти становится крайне затруднительно, поскольку нижний отдел вдавливается в гортанную область.

Первая помощь и лечение

Исправление подвывиха предусматривает коррекцию положения нижнечелюстного отдела, осуществляемую инфильтративным либо проводниковым методом, с использованием местной анестезии. Оптимальный вариант – получение врачебной помощи. Ортодонтическое лечение позволяет составить комплекс мер, исключающих повторное проявление патологии, а также способствующих реабилитации челюстного аппарата и восстановлению функциональности ВНЧС.