Периостотомия

Незалеченные очаги кариеса приводят к воспалению надкостницы (периоста). Патология протекает бессимптомно, поражая внутренний и внешний слои костной оболочки. Необратимые изменения в кости предотвращают с помощью хирургической процедуры – периостотомии.

Общие сведения

Надкостница представляет собой соединительную двухслойную пленку на поверхности зуба. Ее верхний слой содержит сосуды и нервные волокна, а нижний – клетки-остеобласты.

При развитии в тканях воспалительного процесса поражается верхний слой периоста, сопровождаясь пульсирующей болью. Отсутствие лечения приводит к поражению нижнего слоя и костной ткани.

Для сохранения функциональности зуба проводят периостотомию (периостеотомию), в ходе которой купируют локальный очаг инфекции (флегмону, абсцесс, флюс) и удаляют некротированные ткани.

Показания и противопоказания

Оперативное вмешательство проводят при возникновении флюса, сопровождающегося опуханием и нагноением десны, а также в следующих случаях:

• при актиномикозе периосты и челюсти – с обработкой очага воспаления устраняют разросшуюся кость;

• при челюстном периостите серозного типа – надкостницу вскрывают для снижения давления в тканях зуба, предотвращения воспалительного процесса;

• при воспалении, вызванном пломбированием зубных каналов – периост разрезают для предупреждения отека;

• при абсцессе – надкостницу вскрывают для выхода экссудата;

• при резекции верхушки корня – для доступа к апексу.

Периостотомия входит в комплексное лечение радикулярной кисты и челюстных новообразований. Ее используют при синус-лифтинге, костной пластике и имплантации.

Противопоказания к проведению операции – хронические и системные заболевания:

– лейкемия;

– несвертываемость крови;

– злокачественные опухоли;

– васкулит;

– сердечно-сосудистые болезни, сахарный диабет;

– ОРВИ и др.

Этапы лечения

После визуального осмотра пациенту назначают рентгенографию, демонстрирующую очаг воспаления и вызванные им изменения. Исходя из клинической картины, может быть назначен общий и биохимический анализы крови.

Периостотомию проводят в следующей последовательности:

1. Ставят местно инъекцию с анестезирующим веществом классического или проводникового типа.

2. Обрабатывают область операции антисептиками.

3. Слизистую в области патологии иссекают вдоль альвеолы, а пародонт надрезают до челюстной кости.

4. Отслаивают надкостницу с помощью инструмента.

5. Вычищают и обрабатывают открывшуюся полость антисептиками.

6. Вводят в полость дренаж для оттока экссудата.

7. Очищают рану, извлекают дренаж.

8. Накладывают на зону операции аппликации с лекарственными препаратами.

9. Ушивают края раны.

Продолжительность операции – от 30 до 40 минут. По окончании процедуры функциональность проблемной единицы восстанавливается.

Возможные осложнения

Основной причиной осложнений становится развитие воспаления, охватывающего соседние ткани и кость вследствие несовременного или некорректного лечения. Осложнения проявляются в следующих патологиях:

• в воспалении костной ткани (остеомиелите). Инфекции проникает в окружающую костную ткань, а при переносе с кровотоком – в кости всего организма;

• в воспалении гайморовых пазух (синусите);

• в закупорке кавернозного синуса;

• в ангине Людвига. Инфицируется дно полости рта.

При частых воспалениях в области операции стоматолог принимает решение об экстракции проблемного зуба.

К стоматологическим ошибкам, ставшим причиной осложнений, относятся следующие действия врача:

– неверно проведенное дренирование, препятствующее оттоку экссудата;

– ошибочная область разреза;

– глубокое иссечение тканей.

Реабилитация

Продолжительность периода восстановления – от 4 до 6 суток. Длительность реабилитации зависит от сложности патологии и точности соблюдения пациентом лечебных предписаний.

В послеоперационный период пациенту следует выполнять следующие рекомендации:

1. Не употреблять пищу и напитки (кроме воды) первые 2 часа после процедуры.

2. Исключить из рациона твердые продукты, а также горячую и холодную пищу.

3. Принимать назначенные лекарственные препараты.

4. Посещать физиопроцедуры согласно установленному графику.

5. Исключить перегрев организма (посещение сауны, прием солнечных ванн) и физические нагрузки.

6. Регулярно полоскать полость рта антисептическими средствами, делать ванночки.

В качестве средства для полоскания используют растворы фурацилина, перманганата калия, а также отвары лекарственных трав (ромашки, коры дуба, шалфея и проч.). Для ванночек используют пищевую соду – 1 чайную ложку на 200 мл воды, без интенсивного полоскания.