Перелом коронки

Коронка – термин, используемый для обозначения внешней части зубов, выполняющей жевательную функцию, а также формирующей эстетичный вид улыбки. Дефекты элементов зубного ряда, особенно в тех случаях, когда они локализуются на фронтальных единицах, требуют оперативного врачебного вмешательства. Один из наиболее сложных случаев – перелом коронки, возникающий вследствие различных причин, и требующий удаления или восстановления зуба.

Провоцирующие факторы

Травмы рассматриваемой категории встречаются в стоматологии реже, чем кариес или воспаление десен, однако причин, способствующих появлению, насчитывается значительно больше. Практика показывает, что переломы коронок зубов случаются даже во время стоматологического вмешательства, изначально проводимого в отношении других дефектов и аномалий. Так, неосторожное обращение с щипцами и элеваторами в процессе ручной экстракции вполне может привести к повреждению смежных единиц.

Хрупкость зубной ткани нередко обуславливается развитием патологических процессов, как общего, так и профильного характера. Распространение кариеса и образование внутренних полостей ослабляет структуру зубов, при этом в тех случаях, когда заболевание локализуется с лингвальной стороны, диагностировать его на ранних стадиях оказывается весьма затруднительно. Потере твердости эмали также способствует недостаточность кальция и фтора, вызванная неправильным рационом питания.

Повреждения зубов также возникают на фоне аномального анатомического развития челюстного отдела. Окклюзионное смещение становится причиной неправильного перераспределения жевательной нагрузки, при котором одни элементы оказываются в большей степени подвержены давлению. Однако самыми распространенными по-прежнему остаются механические факторы – резкие удары, употребление твердой пищи, вредные привычки и т.д.

Классификация повреждений

Базовая дифференциация, применяемая в стоматологии, разделяет возможные повреждения на две категории – полные и неполные, используя в качестве основного критерия степень вскрытия пульпы. Еще один вид классификации использует следующие определения дефектов:

• Скол эмалевого покрытия.
  • Перелом дентина без вскрытия пульпарной камеры.
  • Перелом дентина с вскрытием пульпы.

Состояние пульпы оценивается визуально, в рамках планового осмотра, либо самостоятельно – во время гигиенического ухода за полостью рта. Характерными признаками наличия повреждений считаются проблемы с полным раскрытием, локальные кровоизлияния в слизистых тканях, резкие болезненные ощущения, возникающие как в момент деформации, так и при температурных перепадах, связанных с приемом пищи.

Симптоматика

Помимо указанных проявлений, симптомы частичного или полного перелома имеют схожий характер. Место скола без труда визуализируется или нащупывается в ходе тактильной проверки. Контакт сопровождается болевыми приступами, степень выраженности которых зависит от соотношения положения поврежденного участка и пульпы. Чем ближе скол к внутренней камере, в которой находятся нервные окончания и кровеносные сосуды – тем чувствительнее реакция на любые внешние раздражители.

При переломе зуба боль также возникает на фоне изменения кислотно-щелочного баланса полости рта, вдыхания горячего или холодного воздуха, при приеме пищи разных температур. Поврежденные элементы отличаются мобильностью относительно смежных единиц, что свидетельствует о нарушении структуры связок, удерживающих элемент в альвеолярной лунке.

Диагностика и лечение

Диагностирование патологического состояния в клинических условиях осуществляется с помощью методов визуального осмотра, пальпации и перкуссии, а также аппаратного обследования, в рамках которого назначается ЭОД, рентгенография и транс иллюминация. Выбор способа лечения, как и решение об экстракции элемента, основывается на показаниях клинической картины. В тех случаях, когда зуб сохраняет жизнеспособность, применяются следующие способы восстановления:

• Шинирование – фиксация зубов с помощью механической конструкции, рекомендованная при переломах первой степени тяжести.
  • Реплантация – специфическая процедура, в рамках которой отломившийся осколок повторно размещается на исходной позиции.
  • Реставрация – пломбирование композитными материалами, возможное при условии, что дефект не затрагивает внутренние полости.

Если же произошел перелом, который затрагивает пульпу, то производится процедура трепанации и удаление пульпы. Каналы пломбируются, а обломки скрепляются штифтами. При постановке диагноза о нежизнеспособности пульпарной структуры проблемная единица подвергается экстракции, и замещается протезом или имплантатом.