Ороантральное сообщение

Очаги стоматологических патологий не всегда выявляются при визуальном осмотре. Один из скрытых дефектов – сквозное отверстие между полостью рта и пазухой носоглотки. Ороантральное сообщение чревато хроническим гайморитом и другими заболеваниями.

Клиническая картина

Ороантральный свищ возникает вследствие непрофессиональных действий стоматолога при экстракции или лечении зубов верхней челюсти. Дефект характеризуется следующими симптомами:

– появлением в лунке удаленного зуба пенистой жидкости со сгустками крови;

– кровотечением из носовой пазухи, соответствующей области расположения проблемного зуба;

– изменением голосового тембра, появлением гнусавости;

– попаданием жидкости из ротовой полости рта в носовую;

– прохождением через лунку удаленной единицы воздуха, появлением свиста и хлюпанья;

– нарушением обоняния, возникновением органических запахов в полости рта.

Причины

Появлению свища между полостями рта и носа предшествует непреднамеренная перфорация, вызванная следующими факторами:

• анатомическим строением верхнечелюстного аппарата пациента – т.н. пневматический тип при низком расположении дна пазухи;

• предшествующими дефекту патологиями, спровоцировавшими разрушение костной перегородки между зубными корнями и пазухой носа. Ороантральное отверстие появляется вследствие хронического периодонтита, остеомиелита, кисты, опухолевых образований;

• атрофией отростка альвеолы;

• некорректной экстракцией зуба, непрофессиональным обследованием;

• воздействием фрагмента цементирующей пломбы.

В части случаев свищи затягиваются одновременно с заживлением лунки.

Диагностика

Для диагностирования ороантрального отверстия берется носоротовая проба, проводится рентгеновский снимок.

Точка прободения выявляется визуально. Пациент зажимает нос и делает через него глубокий выдох. При наличии свища воздух попадает в полость рта, вызывая в точке сообщения появление пенистой кровянистой жидкости.

Рентгеновский снимок подтверждает место локализации свища, демонстрируя также инородные предметы.

Лечение

Ороантральное сообщение устраняют оперативным путем. Методика хирургического лечения зависит от клинической картины, причины возникновения дефекта и анатомических особенностей челюстного аппарата пациента.

1. Свищи в вестибулярном направлении и на верхушке гребня альвеолы закрывают частью слизисто-надкостничной ткани.

При данном способе оперативного вмешательства используются ткани одинакового типа, отсутствует повреждение надкостной ткани. Это стимулирует заживление прободения и скорое его замещение костной тканью.

2. Прободения в области нёба, имеющие относительно большой размер (до 0,1 см) закрывают нёбным Г-образной частью слизисто-надкостничной ткани. После установки на место сообщения лоскут фиксируют швами.

3. Ликвидация ороантрального свища мембраной производится из надкостничного лоскутного фрагмента, который выкраивают под местным обезболиванием и смещают наверх. Приоткрывшуюся переднюю стенку пазухи трепанируют, проводят гайморотомию и удаляют посторонние элементы.

Для подвижности лоскута поверхность надрезают у основания, закрывая устье лунки мембраной.

Ожидаемый результат

Итог оперативного лечения выражается в следующем:

– снижаются риски возникновения рецидивов;

– предупреждается деформация мягких тканей, необходимых для последующего протезирования;

– создаются благоприятные условия для заживления нёбного дефекта.

После проведения операции необходимости в ее повторении не возникает.

Послеоперационный период

Пациенту после проведенной операции назначается лечение антибиотиками, противоотечными препаратами, носовыми ингаляциями, а также соблюдение гигиены полости рта. В этот период не рекомендовано совершать активные действия полостями носа и рта – предупреждать чихание, сморкание.

Профилактика

Основное профилактическое мероприятие для предупреждения ороантрального сообщения – регулярное посещение стоматологической клиники для своевременного лечения стоматологических проблем. Благодаря этому, пациент предупреждает возникновение периодонтита, что сохраняет целостность структуры костной перегородки.

Перед посещением клиники стоит удостовериться в ее положительной репутации, поскольку одна из основных причин возникновения ороантральных свищей – некомпетентность стоматологов.

После экстракции зубной единицы не следует выскабливать дно лунки от оставшихся фрагментов.

Во время перфорации врачу необходимо сблизить края десны, создав благоприятную среду для формирования сгустка крови. Именно кровяной сгусток служит барьером для проникновения патогенов, возбудителей различных воспалений.