Одонтома

Доброкачественное новообразование, возникающее в зубочелюстном аппарате, называют одонтомой. Развивается опухоль на тканях эмали, дентина, цемента, пульпы. Место локализации – челюстная кость.

Общие сведения

Согласно статистике, одонтома встречается в 22% случаев одонтогенных новообразований, преобладая у пациентов молодого возраста. Чаще располагается в зоне нижнечелюстных жевательных зубов и во фронтальной зоне верхней челюсти.

Отличий по половому признаку не обнаружено. Нередко появляется в сменном прикусе, во время прорезывания постоянных элементов и стремительно разрастается. При постоянном прикусе растет замедленно.

Причины

В основе появления одонтом – зачатки зубов в различных стадиях развития. Причинами появления опухолей считаются следующие:

• нарушение развития зубочелюстного аппарата;

• генетические факторы (отклонения во внутриклеточном делении, аномалии развития зачатков);

• гормональная перестройка в подростковом возрасте;

• травмы зубов;

• воспаления одонтогенного характера и т.д.

На развитие патологии влияют гиперактивные одонтобласты (клетки), которые участвуют в формировании твердых и мягких зубных структур.

Считается, что одонтомы развиваются из клеток:

– эпителия;

– зубной пластины, образовавшей клубок;

– зачатков, как при нормальном, так и при сверхкомплектном прикусе;

– слизистой полости рта.

Подтверждением того, что одонтомы развиваются из слизистой оболочки, считается частичная врожденная адентия – отсутствие зубов.

Симптомы

Опухоли чаще разрастаются в медленном темпе, останавливаясь в росте по достижении определенного объема. Патология протекает бессимптомно, не проявляясь визуально, без болезненных ощущений. Обнаруживают одонтому на приеме у стоматолога, к которому обращаются с жалобами на отсутствие зубов, на их ретинированное (непрорезавшееся) состояние.

У взрослых выявляют новообразование случайно, на рентгенограмме.

В редких случаях возможны проявления:

• вздутие кости челюсти, неровная плотная поверхность в зоне опухоли;

• болевые ощущения неврологического характера (при давлении новообразования на нервный пучок);

• деформация, истончение костной структуры челюсти;

• нагноение, воспалительный процесс – при травме;

• появление в надкостнице, на слизистой перфорации, свища.

Одонтомы малых объемов не проявляются в симптомах. Рост опухолей сопровождается челюстной деформацией.

Лечение и профилактика

Основной способ обнаружения опухоли – рентгенограмма, демонстрирующая потемнение, с четкими неровными границами и капсулой в виде светлой полоски в 1 мм. Неравномерность оттенка потемнения возникает из-за смешения тканей разной плотности (твердых, мягких). Плотность новообразования соответствует плотности нормальной коронки.

При дифференциальной диагностике одонтому отделяют от следующих аномалий:

1. Остеома. Опухоль в кости доброкачественной природы на рентгеновском снимке демонстрирует меньшую, чем одонтома, плотность. Затемнение более однородное, без светлой полоски по контуру (без капсулы).

2. Непрорезавшиеся единицы, в т.ч. зубы мудрости. Для точного выявления рентгенографию проводят с разных точек.

3. Слюнные окаменелости. Снимок дна ротовой полости указывает на локализацию опухолей, подтверждая или исключая одонтомное новообразование.

Удаляют одонтому в ходе оперативного вмешательства, извлекая ее капсулу. При диагностике патологии у детей, операция рекомендована в скором времени, поскольку опухоль отрицательно воздействуют на развитие и рост зубов.

Лечение взрослых пациентов зависит от клинического случая. Одонтомы незначительных объемов не удаляют, оставляя их под контролем. Хирургическое вмешательство показано при появлении болевых ощущений, свища, челюстных деформаций и проч. отрицательных симптомов.

При извлечении новообразования (энуклеацией либо вылущиванием) удаление капсулы обязательно, так как оставшиеся патологические клетки способны вызывать вторичное развитие новообразования.

В ходе операции проводят резекцию челюстной кости, сохраняя непрерывность ее нижнего края. Вмешательство на верхней челюсти проводят с проверкой пазухи.

После проведения операции, формирования новых костных структур, прочность челюстной кости восстанавливается.

Поскольку появление новообразований прогнозируется не точно, то предупреждающих мер не разработано.

Так как появление опухолей провоцируют состояние полости рта, хронические зубные заболевания, травмы, то рекомендуется своевременно обращаться за стоматологической помощью. Предупредить появление нежелательных проблем возможно регулярным посещением клиники для профилактических мероприятий.