Некроз пульпы

Некротическое поражение пульпы – необратимый процесс, сопровождающийся гибелью кровеносных сосудов и нервных рецепторов. Патология представляет собой результат запущенного кариеса или травмы зубной единицы. Предотвратить бессимптомное заболевание можно регулярным посещением стоматолога.

Общие сведения

Некроз пульты протекает без ярко выраженных симптомов либо проявляется ноющей болезненностью.

Появление некротизированной ткани в полости зуба нарушает его кровообращение, угнетает иммунитет, создает благоприятные условия для размножения бактерий, патогенов.

Важно выявлять некроз пульпы на раннем этапе, до перехода воспаления на связки периодонта, его поражения с образованием экссудата.

Причины

Некротизацию пульпарной ткани вызывает множество факторов, выделяемых в отдельные группы.

1. Химические. Патологию провоцирует лечение кариеса с использованием феноловых препаратов. Компоненты веществ, проникая в пульпу через дентинные каналы, вызывают химические ожоги тканей.

Заболевание визуально определяется по изменению оттенка эмали до серого цвета. В ходе диагностики рентгенограмма демонстрирует изменение структуры прикорневых тканей.

2. Термические. Проблему создают некорректные действия стоматолога перед протезированием. Термический ожог тканей неохлажденным наконечником при установке протеза вызывает их перегрев и отмирание.

3. Бактериальные. При проникновении в пульпу бактерий (стафилококков, стрептококков и проч.), ее микрофлора приобретает смешанный характер.

4. Травматические. Вследствие хронической (периодонт) или острой травмы ткани в полости зуба отмирают. Процесс в начальной стадии носит компенсированный характер, который затем перетекает в некроз.

Виды

Различают два вида пульпарного некроза:

1. Колликвационный. Возникает вследствие бактериальных причин либо из-за биологической терапии пульпита с помощью гидроокиси кальция. Проявляется в дряблом состоянии тканей, содержащих значительный объем жидкостей.

2. Коагуляционный. Причина возникновения данного типа некроза – хроническая инфекция в полости рта, приводящая к гипоксии и отмиранию пульпарных тканей. Причиной коагуляционного некроза может быть также острая травма, в результате которой нарушается кровообращение и, соответственно, питание внутриполостных тканей.

Симптомы и диагностика

Заболевание выявляют случайным образом, при лечении иных стоматологических патологий, когда проводятся аппаратные обследования – КТ, ортопантомограмму, рентгенографию и проч.

В части случаев пациенты испытывают следующие симптомы:

– изменение оттенка эмали до серого;

– появление болезных ощущений при приеме горячей пищи. При устранении раздражителя симптом исчезает.

Дифференцируют некроз пульпы с помощью следующих методов обследования:

1. Термопроба. Проверяют реакцию проблемной единицы на температурный раздражитель. Возбудимость возникает при наличии некротических процессов.

2. Рентгенограмма, ортопантомограмма, прицельный снимок, компьютерная томография. Аппаратные методы обследования демонстрируют изменения в тканях периодонта, рост периодонтального промежутка, резорбцию на верхушке корня.

3. Электроодонтометрия. Воздействие электротоком на проблемный зуб при некрозе демонстрирует высокий результат. Доказано, что электропроводимость пульпы зависит от количества омертвевших тканей.

Лечение и реабилитация

После постановки диагноза осуществляют эндоскопическое лечение. Метод предусматривает дезинфекцию и запечатывание открытых корневых каналов цементирующим составом.

Процедура выполняется поэтапно, за два посещения клиники, во время которых проводят следующие мероприятия:

1. Стенки каналов очищают, каналы промывают антисептическим препаратом.

2. Каналы заполняют гидроокисью кальция, создающую гибельную для патогенов щелочную среду.

3. Спустя 14 дней каналы повторно обрабатывают антисептиком и запечатывают пломбой.

После проведенного лечения, как правило, назначают курс обезболивающих и антибактериальных препаратов, основывая на клинической картине.

Пациенту разъясняют следующие правила поведения в восстановительный период:

• Не принимать пищу 2–3 часа после проведения мероприятий.

• При выпадении временной пломбы немедленно обратиться в стоматологическую клинику.

• Открытый канал, без пломбы, запечатывать во время приема пищи ватным тампоном.

• Полоскать полость рта растворами соли, соды, йода (5 капель) либо настоями и отварами лекарственных трав.

• По окончании восстановительного периода выполнить контрольный рентгеновский снимок.

• На проблемный зуб в ближайшее время установить искусственную коронку.