Мандибулопластика

Мандибулопластика – хирургическое вмешательство с целью коррекции нижней челюсти. Операция состоит в увеличении либо уменьшении объема костной ткани путем резекции (удаления), репозиции (перемещения) или вживления имплантатов. После мандибулопластики у пациента восстанавливаются жевательные, речевые и эстетические функции.

Общие сведения

Оперативное вмешательство в нижнечелюстную кость подразделяется на два вида:

1. Ортогнатическое, для устранения зубочелюстных патологий, нарушающих функциональность зубочелюстного аппарата.

2. Мандибулопластика, для восстановления лицевой симметрии.

Пластика нижней челюсти проводится после лечения нижнечелюстных аномалий или одновременно. В ходе эстетической операции проводят следующие мероприятия:

– уменьшают или увеличивают нижнечелюстные углы;

– корректируют форму.

Для имплантатов используют хрящевые ткани пациента, изготавливая их с помощью тканевой инженерии. Такие материалы биосовместимы, хорошо вживляются в челюсть и не рассасываются. Форма и объем имплантатов сохраняется на всю жизнь.

В качестве альтернативного варианта для эстетической коррекции проводят контурную пластику, с внедрением филлеров под кожный покров. Однако спустя 12 месяцев подкожные наполнители рассасываются. Основные преимущества данной пластики заключаются в малой инвазивности и невысокой стоимости.

Хирургическую коррекцию нижней челюсти проводят в следующих случаях:

• аномалии челюстных углов, недостаточное или чрезмерное их развитие;

• дефекты прикуса (открытый, мезиальный, дистальный и др.);

• асимметрия подбородка.

Противопоказания включают:

– нарушение свертываемости крови;

– хронические заболевания;

– эндокринные болезни;

– острые инфекции;

– неполное формирование костных структур (возраст до 25 лет);

– период беременности, грудного вскармливания.

Этапы проведения

Перед оперативным вмешательством проводят лабораторные и аппаратные исследования пациента:

– антропометрия лица;

– анализы крови и мочи;

– телерентгенография;

– прицельные снимки;

– компьютерная томография и проч.

Полученные результаты демонстрируют объем кости в зоне операции, тип окклюзии, дефекты прикуса.

За 14–21 день до мандибулопластики прекращают прием лекарственных препаратов, влияющих на гемостаз, свертываемость крови. Подготовительный этап занимает до 10 дней.

Имплантат для вживления изготавливают из аутогенной кости (ребра) или хряща (от раковины уха) пациента. Возможно вживление силиконового имплантата.

Операция проводится под общей анестезией. Доступ к челюстной кости открывают через слизистую ротовой полости либо снаружи, через кожный покров. Внеротовой метод применяют при одновременном проведении мандибулопластики и омоложении шейного отдела.

При внутриротовой операции имплантаты вводят через надрезы в полости рта, после чего на область операции накладывают швы, а челюсть фиксируют тугой повязкой. Операция продолжается около 60 мин.

Реабилитация

Длительность периода восстановления зависит от типа вмешательства, его травматичности, возраста и состояния здоровья пациента. Как правило, на восстановление уходит до 2 месяцев.

Первые дни после пластики нижней челюсти пациент ощущает небольшую болезненность, усиливающуюся при жевании, разговоре.

Для снижения болезненных ощущений, отеков назначают противовоспалительные и анальгезирующие средства, компрессы, полоскания антисептическими препаратами.

Швы снимают на 8–10 день после операции.

В период восстановления не рекомендована твердая пища, при пережевывании которой возможно смещение имплантата.

Холодные и горячие блюда также способны вызвать болезненные ощущения.

В послеоперационный период следует отказаться от следующих мероприятий:

– физические нагрузки;

– занятия спортом;

– посещение бани, бассейна, солярия.

Заключительную оценку пластике подбородка врач дает через 6 месяцев после операции.

Возможные осложнения

Послеоперационная отечность и болезненность сохраняется на протяжении 7 дней – это нормально. В дальнейшем, при отсутствии положительной динамики, следует обратиться к врачу.

Чаще остальных встречаются следующие осложнения:

• в нижней челюсти ощущается онемение, снижается ее чувствительность. Причина может заключаться в защемлении нервных волокон, вызванном отеком, наличием имплантата;

• появление из операционной раны кровотечения;

• в первые дни после пластики возможно смещение имплантата;

• инфицирование операционной раны.

При появлении осложнений необходима медицинская помощь – в стоматологической клинике выявят их причину и проведут адекватное лечение.