Маленькая нижняя челюсть

Патологиями прикуса считаются не только криво растущие зубы, но и непропорциональное развитие челюстного аппарата. К наиболее распространенным проблемам относится небольшой размер нижней челюсти. Ее несоответствие нормальным параметрам – не только эстетический дефект, но и нарушение жевательной функции.

Общие сведения

Под поднятием маленькой нижней челюсти ортодонты подразумевают следующие термины:

1. Микрогнатия, микрогения – недоразвитие или медленный рост, не соответствующий физиологическим параметрам. Патология затрагивает всю челюсть либо ее часть (с одной стороны).

2. Прогнатия (ложная прогения) – чрезмерное развитие верхней челюсти, на фоне которого нижняя челюсть становится меньше.

Причины

Аномалии могут возникать у младенцев или взрослых людей под влиянием некоторых факторов. Клинические проявления, характерные для каждого возраста, позволяют выявить патологию на ранних стадиях:

1. У детей. Главная причина непропорционального роста челюсти заключается в неправильном формировании прогнатического и прогенического соотношения челюстей в период внутриутробного развития. К причинам врожденной аномалии относятся:

– наследственность;

– простудные, вирусные заболевания;

– несоблюдение диеты, злоупотребление табакокурением, алкоголем.

Приобретенную микрогнатию провоцируют:

– ранее выпадение или преждевременное удаление молочных зубов;

– эндокринные заболевания;

– аномалии развития черепных костей;

– неправильное искусственное вскармливание при отсутствии грудного;

– нарушение дыхания через нос;

– вредные привычки (сосание пустышки, карандашей и т.п.).

Предупреждение или купирование перечисленных причин позволит избежать в дальнейшем лечения сложными ортодонтическими конструкциями.

2. У взрослых:

– отсутствие лечения в детстве, дальнейшее развитие патологии;

– челюстно-лицевая травма;

– гипертонус затылочных и шейных мышц;

– дисфункции дыхательных, жевательных и глотательных отделов;

– недоразвитие круговой мышцы ротовой полости;

– заболевания эндокринной системы;

– болезни костной ткани.

Визуально патология определяется по западающему подбородку, искаженным чертам лица, деформации нижнечелюстного зубного ряда.

Лечение

Схема лечения зависит от характера патологии. При недоразвитии нижней челюсти – стимулируют ее рост, при чрезмерном росте верхней челюсти – проводят мероприятия по его сдерживанию.

1. Период молочных зубов представляется оптимальным для лечения дефектов прикуса. Микрогнатию и прогнатию исправляют следующими методами:

– санацией полости рта;

– зубопротезированием (при преждевременном выпадении);

– восстановлением дыхательных функций (коррекция носовой перегородки);

– нормализацией языковых функций (иссечение уздечки);

– миогимнастикой;

– сошлифовкой фиссур (при несмыкании зубов);

– использованием ортодонтических аппаратов.

2. В период сменных и постоянных зубов применяют различные методы лечения.

• Ортодонтические конструкции:

– при прогнатии – аппарат Гербста, регулятор Френкеля, лицевую дугу с несъемными конструкциями;

– при микродентии – дистракторы.

• Оперативное вмешательство. При сформированной костной структуре ортодонтические аппараты малоэффективны, поэтому в этих случаях используют хирургическое лечение.

Основной метод – удаление отдельных зубов, иссечение костной ткани и установка расширяющего устройства. Щадящая операция подразумевает продолжительный период лечения, с регулярной активацией конструкции.

Более травматичный способ заключается в отломе челюсти от кости и выдвижении ее вперед. В разъединенную кость устанавливают пластины и костнообразующий материал.

Прогноз при лечении недоразвитой нижней челюсти в детском и подростковом возрасте достаточно благоприятен. Коррекция челюсти у взрослых не всегда позволяет достичь желаемых результатов. Помимо этого, после хирургического вмешательства, снижается нагрузка на нижнюю челюсть.

Во избежание развития патологии следует придерживаться профилактических мер:

1. По возможности, вскармливать ребенка естественным путем.

2. При искусственном питании следить за отверстием соски – оно должно быть небольшим, стимулирующим лицевые мышцы к активному движению.

3. Располагать соску во время кормления под прямым углом к полости рта, без давления на десны.

4. Своевременно лечить заболевания зубов и десен.

5. При ранней потере молочных зубов обращаться за стоматологической помощью. Не следует ожидать роста постоянного прикуса.

6 . Бороться с вредными привычками у детей, следить за формированием правильного носового дыхания.

7. Проводить своевременное лечение общих, системных заболеваний.