Луночковое кровотечение

При экстракции зуба повреждаются периодонтальные артериолы и капилляры, разрывается зубная артерия. Возникающее кровотечение останавливается быстро, но с течением времени может возобновиться. При неэффективности самостоятельных мер следует обратиться к стоматологу.

Причины

Луночное кровотечение после удаления зуба провоцируется местными и системными факторами. В первом случае осложнения обуславливаются следующим:

– травмированием мягких тканей;

– повреждением альвеолы, межкорневой перегородки;

– прекращением действия обезболивающего вещества адреналина;

– воспалением в области удаленной единицы;

– развитием альвеолита;

– повреждением близкорасположенных сосудов;

– оставшейся гемангиомой;

– нарушением целостности луночного тромба.

К системным факторам, вызывающим лучковое кровотечения, относятся:

– гипертоническая болезнь;

– диатез геморрагического типа;

– патологии сосудистых стенок;

– инфекционные заболевания;

– хронические болезни печени и крови, снижающие свертываемость.

Клиническая картина

Первичные кровотечения возникают при удалении зуба и не останавливаются после его извлечения. Вторичные осложнения проявляются через определенный промежуток времени.

Вторичные кровотечения подразделяют на ранние и поздние. В первом случае они обусловлены прекращением через 1–2 часа действия обезболивающих сосудосужающих препаратов. Поздние вторичные осложнения возникают через несколько дней вследствие расплавления луночного тромба из-за альвеолита.

При повреждении артерий или артериол течение крови характеризуется пульсирующими толчками.

Опасность представляет медленное, капельное кровотечение, которое через определенный промежуток времени приводит к значительной кровопотере. Осложнение сопровождается плохим самочувствием, бледностью, акроцинозом (синюшностью) кожи, учащением пульса, головокружением, низким артериальным давлением.

Диагностика

При жалобах на луночковое кровотечение обследуют полость рта пациента, замеряют артериальное давление и частоту пульса. Врач задает больному вопросы, составляет анамнез. При подтверждении приема лекарственных препаратов, снижающих свертываемость крови, пациента госпитализируют.

Дифференциальную диагностику проводят при наличии системных заболеваний крови, печени и др.

Лечение

В части случаев пациент способен остановить луночковое кровотечение самостоятельно, предприняв следующие меры:

1. При повышенном давлении выпить гипотензивные таблетки.

2. Положить в лунку тампон из ваты или марли, зажав его на полчаса для возникновения тромба. Лунку перед этим можно обработать 3%-ной перекисью водорода. По окончании времени ослабить давление на тампон, но не вынимать для сохранности тромба.

3. Приложить к наружной стороне щеки в области кровотечения холодный компресс.

При возобновлении кровотечения необходимо обратиться за неотложной помощью.

Кровоточивость лунки устраняют путем очистки от сгустка, промывки антисептическим раствором, обсушивания с помощью тампона и тампонады одним из следующих средств:

– йодоформом;

– гемостатической губкой;

– аминокапроновой кислотой;

– статиновым порошком;

– кетгутом;

– капрофером.

В кабинетных условиях, для остановки течения крови из лунки, проводят следующие мероприятия:

• устанавливают турунду с йодоформом;
• при разрыве слизистой десны – накладывают швы;

• лигируют – перевязывают сосуды с помощью лигатуры.

Луночковое кровотечение, вызванное системными болезнями, останавливают в зависимости от типа и характера хронического заболевания.

1. Кровопотерю, вызванную повышенным артериальным давлением, купируют с помощью гипотензивных препаратов.

2. При осложнениях, вызванных нарушением свертываемости крови, назначают коагулирующие средства, нормализующие адгезию тромбоцитов. Определенный препарат подбирается лечащим врачом исходя из клинической картины.

Заживление лунки стимулируют нестероидные противовоспалительные средства и препараты, ускоряющие регенерацию кровяных клеток. Принимают их под наблюдением врача.

Профилактика

Во избежание осложнений после удаления зуба пациенту необходимо следовать стоматологическим рекомендациям:

• Сохранять десневую тампонаду в течение получаса. При проблемах со свертываемостью крови – увеличить время удержания тампона.

• Вынимая ватный тампон, следует проверить степень его насыщения кровью. При подозрении на продолжающееся кровотечение – установить сухой, крепко скрученный из марли или ваты, тампон.

• Не употреблять горячую пищу и напитки в течение 24 часов, чтобы не нарушить целостность тромба.

• Первые сутки не полоскать полость рта. В дальнейшем применять специальные ополаскиватели.