Лечение скрытого кариеса

Скрытое течение кариеса опасно тем, что на начальной стадии поражение внешне не заметно. Первые симптомы появляются только в случае сильного поражения, требующего вмешательства врача. Пациенты обычно обращаются к стоматологу, когда боль становится сильной, появляются сложности в приеме пищи. Ткани в этом случае сильно поражены, при большой площади поражения имеются риски потерять зуб.

Чаще всего скрытая форма развивается на таких участках:

• точки соприкосновения соседних единиц, где доступ затруднен;
  • место, где старая пломба неплотно прилегает к полости, что становится причиной распространения болезнетворных бактерий;
  • участки под десной, где обычно скапливаются частицы налета и пищи;
  • фиссуры (естественные складки эмали).

Классификация и причины

Скрытая форма, в зависимости от течения патологии, разделяется на такие виды:

• с локализацией в фиссурах на поверхности эмали;
  • контактного типа с поражением расположенных рядом зубов (первыми признаками являются реагирование на перепады температуры, болезненность при нажатии);
  • прикорневая разновидность определяется, если кариес затронул участки, располагающиеся под десной;
  • повторный, образующийся для участков, где ранее уже проводилось лечение.

К основным причинам, вызывающим развитие скрытой формы кариозного поражения, выступают:

• плохая гигиена ротовой полости;
  • неправильно выбранные щетки и другие средства для чистки зубов;
  • несоблюдение правил и сроков профилактических посещений стоматолога;
  • неправильный, неполноценный рацион, отсутствие твердых продуктов, свежих фруктов и овощей;
  • наличие инфекционных заболеваний, разрушающих эмаль.

Симптомы

К основным проблемам такой разновидности кариеса относятся скрытое течение и отсутствие симптоматики на первичной стадии, болевых ощущений. Визуально признаки становятся заметными при появлении потемневших участков, дискомфорта при жевании, боли, пульпита. К основным симптомам, показывающим, что требуется оперативное обращение к врачу, относятся:

• появление пигментации, эмаль становится темной;
  • болезненность, беспокоящая не только при пережевывании, но и в остальное время;
  • повышенная чувствительность больного зуба;
  • следы разрушения, выпадающие коронки или пломбы.

Диагностика и лечение

Сегодня врачами используются различные методы исследований, позволяющих выявить кариес на начальной стадии. Но для этого необходимо периодически посещать врача для профилактического осмотра, так как скрытое поражение тканей визуально не определиться, а симптомы часто смазанные или отсутствуют полностью.

Для диагностики скрытой формы используются следующие методы:

• лазерные способы оценки, позволяющие локализовать пораженные участки;
  • рентгеноскопия (традиционная методика, позволяющая оценить состояние тканей, но показывающая эффективность только на поздних стадиях заболевания);
  • визуальный осмотр при помощи зеркала, выявление внешних признаков поражения;
  • метод транс иллюминации для выявления скрытых поражений на любой стадии.

Схема лечения назначается в зависимости от степени заболевания. Ключевыми способами терапии являются:

1. Вскрытие участка, где локализовано поражение, устранение уже разрушенных тканей, установка пломбы. Лечение включает в себя мероприятия по реминерализации.
  2. При повреждении фиссур назначают щадящие способы без удаления части ткани. Пломбы в этом случае не устанавливаются, так как в них нет необходимости.
  3. Для вторичного кариеса требуется удаление старой, установленной ранее пломбы. После чего полость обрабатывается, все следы поражений убираются. Выполняется обработка антисептиками, после чего на место ставится новая композитная пломба.
  4. При выявлении кариеса под десневыми тканями требуется тщательный осмотр, определение состояния мягких тканей. Терапия сложная, длительная, направленная на восстановление не только твердых, но и десневых тканей.

Дополнительно могут потребоваться другие меры, например, кабинетная чистка для устранения твердых и мягких отложений налета. При наличии воспалительных процессов назначают мероприятия, направленные на восстановление их нормального состояния, что делает общую терапию эффективной.

Скрытый кариес становится причиной развития следующих осложнений:

• аллергические реакции на используемые материалы и лекарственные препараты;
  • воспалительные процессы, затрагивающие десну;
  • развитие флюса;
  • появление кист в костных тканях.

При появлении любых осложнений или дискомфорта следует обратиться к стоматологу для диагностики, выявлении заболевания и назначения терапии. Если затягивать с началом лечения, ситуация будет ухудшаться, поражение затронет больший объем тканей, может стать причиной утраты одного и более зубов.

Для предупреждения кариеса рекомендуется придерживаться следующих правил:

• периодически посещать стоматолога для осмотра и контроля состояния зубного ряда (один-два раза в год);
  • при появлении проблем или следов поражения тканей следует сразу обратиться в клинику для диагностики и лечения;
  • соблюдение личной гигиены, чистка зубов, использование дополнительных средств для удаления остатков пищи;
  • коррекция рациона, внесение в меню свежих овощей и фруктов, фторсодержащей воды;
  • ограничение в употреблении слишком холодной или горячей пищи.

Кроме профилактических осмотров рекомендуется раз в полгода посещать стоматолога для кабинетной читки мягких и твердых отложений. Это предупредит поражение эмали, защитит от ряда других болезней полости рта.