Лечение диастемы брекетами

Диастема – щель между передними зубами (резцами). Зазоры между другими единицами зубного ряда называются тремы. Дефект возникает чаще на верхней челюсти, проявляясь в 19% случаев диагностирования межзубных промежутков.

Общие сведения

Диастема значительных размеров негативно отражается на работе зубочелюстного аппарата:

1. В межзубных промежутках скапливаются частицы пищи, увеличивая риск возникновения кариеса.

2. Твердые пищевые кусочки травмируют мягкие ткани десны, вызывая ее воспаление, появление десенных карманов, гингивит, пародонтит.

3. Нарушение жевательной нагрузки на зубочелюстной аппарат провоцирует рецессию мягких тканей, оголение зубных шеек, периодонтит.

4. Прохождение воздуха через межзубную щель способствует появлению речевой дисфункции – присвистыванию, шепелявости при разговоре.

Перечисленные проблемы, сопутствующие диастеме, представляют собой весомые поводы к ее устранению.

Зазоры между фронтальными единицами образуются по следующим причинам:

• Наследственность.

• Короткая уздечка на верхней губе.

• Вредные привычки (сосание посторонних предметов и др.).

• Малый размер резцовых коронок.

• Дефекты соседних зубов.

• Расщелина в альвеолярном отростке.

• Уплотнение, утолщение перегородки между альвеолами центральных резцов.

• Проблемы с нёбным швом.

• Чрезмерный рост верхней челюсти.

• Частичное выпадение зубов.

• Позднее выпадение молочных зубов.

• Сверхкомплектные единицы.

• Чрезмерный язык.

При постоянном прикусе дефект возникает вследствие воспалений, пародонтальных заболеваний.

Физиологические диастемы, возникающие при молочном прикусе, исчезают после смены зубов.

Классификация

Согласно Ф.Я. Хорошилкиной, диастемы классифицируются согласно взаимному расположению корневой и короночной части проблемных зубов:

– 1-я группа. Корневые верхушки резцов расположены верно. Зазор возник вследствие дистального наклона короночной части;

– 2-я группа. Коронки и корневые верхушки сместились на равное расстояние.

– 3-я группа. Корневые верхушки смещены в дистальном направлении, коронки – в мезиальном.

Межзубные промежутки также подразделяют на истинные и ложные:

• истинные диастемы появляются вследствие наследственных факторов и чаще относятся к 2-й группе классификации;

• ложные аномалии возникают из-за помехи, препятствующей резцам встать на отведенное им положение в ряду (сверхкомплектные единицы, новообразования, перегородка между альвеолами значительной толщины и проч.).

Диагностика

Диастема выявляется визуально. Для установления ее причины проводят дополнительные обследования:

1. Устанавливают генетическую предрасположенность путем опроса.

2. Оценивают состояние уздечек в полости рта.

3. Проводят рентгенографию, которая демонстрирует:

– состояние костной ткани в зоне патологии;

– положение корней проблемных зубов;

– толщину, плотность перегородки между альвеолами центральных резцов;

– наличие сверхкомплектных, ретинированных элементов, включая их зачатки;

– состояние нёбного шва и проч.

В части случаев создают гипсовые модели со слепков зубочелюстного аппарата.

На основании диагностики составляют план лечения, выбирают корректирующую ортодонтическую конструкцию.

Лечение и его продолжительность

Исправляют диастему только после прорезывания постоянных клыков.

• При сменном прикусе используют упругие ортодонтические пластины, сдвигающие передние зубы.

• Применяют каппы или элайнеры.

• По достижении пациентом 10–12 лет устанавливают брекеты с тягами. В случае необходимости, предварительно проводят следующие мероприятия:

– подрезают уздечки;

– при чрезмерной костной плотности проводят компактостеотомию (разреживают костную ткань множеством небольших отверстий).

Продолжительность коррекционного периода зависит от типа дефекта, его причины, наличия сопутствующих патологий. Лечение может занять от полугода до двух лет.

Проще всего корректировать диастемы 1-й группы. Через несколько месяцев ношения ортодонтических конструкций дефекты прикуса исчезают. Отсюда возникло мнение части специалистов о том, что при исправлении межзубных щелей данного типа ретенционное лечение не требуется.

Лечение наследственных диастем 2-й группы представляет собой длительный процесс. В части случаев, после успешно проведенного коррекционного и ретенционного лечения, без ортодонтических конструкций, возникает рецидив – дефект возвращается, хотя и в меньшей степени.

Период ретенции также зависит от типа патологии. В части случаев используют лингвальные ретейнеры из проволоки на протяжении нескольких лет.

При сложных диастемах носить ретейнеры рекомендуется пожизненно.