Коронорадикулярная сепарация

Способ коронорадикулярной сепарации применяют для сохранения части зуба. В процессе процедуры коронка по бороздкам рассекается для удаления поврежденной ткани. Методика направлена на сохранение части зубной единицы для дальнейшей реставрации.

Показания и противопоказания

Метод коронорадикулярной сепарации применяют при лечении моляров нижней челюсти. Процедура имеет ограниченный ряд показаний:

– изменения пародонта в области бифуркации;

– перфорация нижней части зуба вследствие некорректного лечения;

– развитие разрушительных процессов;

– возникновение дополнительных каналов в зоне бифуркации.

Перечень противопоказаний к проведению коронорадикулярной сепарации включает следующие заболевания:

• Нетипичную локализацию в области бифуркации, ее близкое расположение к корневой верхушке.

• Периодонтит на любой стадии заболевания.

• Остеомиелит в остром периоде.

• Зубная подвижность в 3-й стадии, когда разрушение альвеол превышает половину длины корня.

• Значительные разрушения коронки с поддесневым кариесом.

• Хронические системные заболевания (патологии сердца, печени, почек, крови и т.д.).

• Преклонный возраст, структурные изменения костей.

Подготовка и этапы операции

Процедуру проводят после сбора анамнеза и исследования анализа крови, проведения рентгенографии и компьютерной томографии.

После получения результатов обследования устраняют воспалительные процессы в ротовой полости, чтобы избежать инфицирования открытой раны. С той же целью проводят профессиональную чистку (удаление зубного камня, остатков пищи) с помощью антисептических средств.

Коронорадикулярную сепарацию проводят по следующему алгоритму:

1. После ввода местной анестезии разрезают мягкие ткани в области поражения, надкостницу в корневой проекции.

2. Отслаивают фрагмент слизистой, формируют надкостичный лоскут, освобождают путь к альвеолярному отростку.

3. Спиливают бором костные фрагменты над зоной корня, подлежащего удалению.

4. Сепарируют коронку.

5. Удаляют разрушенные ткани в зоне коронки и корня.

6. Сглаживают острые края с помощью нивелира.

7. Удаляют гранулянт с помощью кюретажа. Приспособления позволяет эффективно очистить десневые карманы от вредных скоплений. При отказе от процедуры у пациента возможны послеоперационные осложнения в виде кровотечений, воспалений и болезненности.

8. Обрабатывают операционную зону антисептиками, просушивают рану.

9. Устанавливают лоскут на место.

10. Накладывают на зону операции швы.

В процессе операции врач снимает слепок для изготовления коронки или протеза.

Период реабилитации

Послеоперационный период продолжается 7–8 суток. При грамотных действиях хирурга осложнения не возникают.

Первые 24 часа пациент может испытывать дискомфорт в зоне проведения процедуры. Болезненность купируют с помощью обезболивающих препаратов, назначенных врачом.

Операционная зона в период восстановления подлежит ежедневной антисептической обработке. Швы снимают на 6-е сутки.

Во избежание осложнений пациенту следует соблюдать стоматологические рекомендации – соблюдать гигиену полости рта, не задевая область проведения операции, исключить из рациона твердые продукты, не употреблять горячую и холодную пищу.

Временные протезы устанавливают через 30 дней после сепарации, постоянные коронки – через 4–5 месяцев.

Возможные осложнения

Осложнения возникают вследствие непрофессионализма стоматологов (отсутствие стерильности при проведении операции) либо из-за пренебрежительного отношения пациента к гигиене полости рта. К частым проблемам относятся:

– кровотечения, которые купируют сосудосужающими препаратами и полосканиями;

– расхождения швов, которые ушивают повторно;

– воспалительные заболевания в тканях десны, спровоцированные проникновением инфекций и патогенов. Для ликвидации абсцессов, высвобождения гнойных скоплений рану вскрывают повторно, проводят антисептическую обработку и накладывают швы.

Альтернативные способы

При невозможности проведения коронорадикулярной сепарации применяют альтернативные методики консервативно-оперативного лечения:

1. Реплантацию – экстракцию зубной единицы с последующей имплантацией на прежнее место. Иными словами, зуб удаляют, проводят восстановительные процедуры и устанавливают на место. Методика применяется в редких случаях.

2. Ампутацию корневой части зуба. При этом коронка единицы остается на месте. Процедура направлена на сохранение эстетичности и функциональности зубного ряда.

3. Гемисекцию. Хирургическим путем удаляют кистозные образования и гранулемы одновременно с фрагментом пораженной ткани корня.