Неправильное формирование зубочелюстного аппарата встречается у 90% населения. Нередко эстетические дефекты сопровождаются дисфункцией органов и систем всего организма. Во избежание негативных последствий следует своевременно обращаться за консультацией к ортодонту.
Ортодонт – это врач-стоматолог, исправляющий аномалии зубных рядов и прикуса. Для работы в данной профессии необходимо сначала пять лет обучаться в специализированном ВУЗе, а затем четыре года стажироваться в выбранном направлении. За период теоретического и практического обучения будущий ортодонт приобретает достаточный опыт для лечения разных патологий.
Помимо практического опыта, врач должен иметь психологическую подготовку и навыки коммуникации. Эти знания помогают ему контактировать с встревоженными пациентами, разъяснять им результативность выбранной схемы лечения.
Первый визит стоматологу следует нанести, когда у ребенка появляются первые зубы, в 2–3-летнем возрасте. В начале смены молочного прикуса, в 5 лет, консультация ортодонта – обязательна, поскольку отклонения от нормы приобретают прогрессирующий характер, развиваясь в сложную форму патологии. Обращение за консультацией к стоматологу в детском возрасте служит профилактикой и позволяет избежать продолжительного периода коррекции.
В последующем посещение врача необходимо, если наблюдаются следующие отклонения:
– вредные привычки (сосание, раскусывание посторонних предметов – ногтей, карандашей и т.д.);
– ротовое дыхание;
– неправильный рост прорезающихся единиц;
– преждевременное выпадение молочных зубов;
– неправильное смыкание челюстей;
– искривленная форма или положение зуба;
– дисфункция речи;
– раннее удаление постоянных единиц;
– затрудненная работа ВНЧС;
– регулярное травмирование зубами слизистых ротовой полости.
Цель первичной консультации заключается в получении пациентом сведений о состоянии своего зубочелюстного аппарата.
При отсутствии отклонений в челюстных дугах и зубных рядах, ортодонт дает рекомендации для поддержания нормального состояния ротовой полости, что помогает избежать патологических процессов.
При наличии у пациента жалоб, ортодонт, после визуального осмотра, направляет пациента на рентгенографию. Рентгеновские снимки демонстрируют проблемные зоны зубочелюстного аппарата, позволяют оценить объем и вероятные последствия заболевания.
После составления детального анамнеза, рассматривают варианты лечения, с описанием коррекционных этапов и прогнозируемого результата. Как правило, врач предлагает наиболее подходящие в данном случае ортодонтические аппараты, которые могут не совпадать с желаниями пациента. К ним относятся несъемные и массивные конструкции, неэстетичные металлические брекеты, изделия для продолжительного ношения. При этом окончательное решение остается за пациентом.
При согласии пациента с выбранным методом лечения, у него снимают оттиски с челюстей для изготовления ортодонтической конструкции в лабораторных условиях. В дальнейшем, после установки ортодонтического аппарата, он должен посещать стоматолога согласно составленному графику лечения для следующих действий:
– контроля хода коррекционного процесса;
– активации ортодонтических конструкций. Это обязательная процедура, обеспечивающая стабильное воздействие на проблемные зоны зубочелюстного аппарата;
– наблюдения за положением зубных рядов в ретенционный период, необходимый для закрепления достигнутых результатов и исключения возврата зубов в неправильное положение.
При первичном посещении пациент должен получить точную информацию о своем заболевании. Размытые фразы, устрашение, навязывание излишних стоматологических услуг свидетельствуют о непрофессионализме врача и клиники в целом.
После консультации опытного ортодонта пациент владеет следующей информацией:
• Вероятным прогнозом лечения, подробно отображающим коррекционный процесс на каждом этапе.
• Точными рекомендациями, относящимися к методам возврата в правильное положение зубов, челюстных дуг.
• Условными сроками коррекции, соответствующими степени патологии и выбранной схеме лечения.
• Предварительным графиком плановых посещений стоматологической клиники для контроля коррекционного процесса и, при необходимости, активации ортодонтической конструкции.
После первичной консультации у пациента должна оставаться копия договора о предоставлении стоматологических услуг, в которой должна быть обозначена фиксированная стоимость лечения.