Компьютерная томография зубов

Компьютерная томография – современный метод диагностики стоматологических заболеваний. Трехмерный объемный снимок твердых и мягких тканей позволяет выявить характер и масштабы патологии, определить схему лечения. С помощью КТ предотвращают развитие бессимптомных заболеваний, контролируют ход лечения, продлевают функциональность проблемных единиц.

Общие сведения

Аппараты для компьютерной томографии проводят обследования в различных стоматологических областях:

– в хирургии, перед имплантацией, пластикой костных структур, в ходе диагностики новообразований;

– в эндодонтии, перед препарированием корневых каналов;

– в ортодонтии, для выявления характеристик патологий;

– в пародонтологии, для диагностики заболеваний окружающих зубы тканей.

С помощью КТ выявляется реальная картина аномалий, разрабатывается адекватная тактика лечения.

Преимущества

Томографию проводят с помощью спиральных и мультиспиральных аппаратов, которые сканируют внутренние ткани и передают трехмерное изображение на монитор.

В сравнении с рентгенографией, данная диагностическая методика положительно оценивается стоматологами следующим образом:

• подробная демонстрация заболевания, выявление минимальных очагов воспаления;

• точность и четкость передачи;

• отсутствие необходимости в расшифровке данных;

• возможность увеличения картинки во много раз;

• оценка снимка в трех плоскостях;

• безопасность и скорость процедуры.

При проведении томографии отсутствует дискомфорт. Обследование проводят при положении пациента лежа или стоя (зависит от модели аппарата).

Минимальные дозы облучения предоставляют возможность обследования даже детей.

Благодаря дентальной КТ исключаются ошибки диагностики и обеспечивается результативность стоматологического лечения.

Томография проводится в ходе следующих диагностических мероприятий:

– выявление ретинированных единиц;

– обнаружение локации поврежденных участков;

– подозрение на костные аномалии, отклонения от естественного развития костей;

– уточнение дефектов прикуса для выбора ортодонтических конструкций;

– выявление кариозных полостей, кист, новообразований в зубе;

– подготовка к хирургическому костно-лицевому вмешательству;

– контроль послеоперационного периода;

– определение заболеваний ВНЧС при жалобах пациента на боли при жевании, щелканье при движении челюстей;

– подготовка к зубопротезированию, установке имплантатов;

– экстракция зубов со сложной корневой системой.

К относительным противопоказаниям относятся:

• период беременности, грудного вскармливания;

• психологические и психические проблемы (панические атаки, клаустрофобия, невозможность нахождения в статичном положении и проч.).

Проводить томографию с контрастным веществом запрещено при наличии у пациента аллергии на компоненты состава, сахарного диабета.

Допустимая периодичность КТ – дважды в год.

Проведение

Томографы представляют собой аппараты различных конструкций, которые осуществляют сканирование тканей головы, плавно вращаясь вокруг нее.

Процедура проводится в следующей последовательности:

• пациент снимает металлические аксессуары, украшения. При наличии металлических брекетов мероприятие откладывают до момента их снятия;

• спину и грудь защищают специальным жилетом, в котором установлены свинцовые пластины – они снижают степень облучения при съемке;

• при проведении обследования пациент в кабинете остается один. Рентгенолог наблюдает за ходом сеанса посредством обзорного окна из другого помещения. При появлении у исследуемого проблем, он обращается к медперсоналу по громкой связи;

• в зависимости от модели устройства, обследование проводят в сидячем или стоячем положении;

• голову фиксируют на подставке аппарата в зоне висков, лба, подбородка. Руки размещаются на поручнях устройства;

• в случае необходимости, для получения четких снимков, пациенту с помощью внутривенной инъекции вводят контрастное вещество;

• вокруг головы начинается вращение датчика, передающего трехмерное изображение нижней трети лица. За один оборот устройство производит до двухсот двухмерных снимков высокого изображения, которые в компьютере компонуются в трехмерные изображения;

• пациент находится в статичной, неподвижной позе до 25 секунд. Благодаря этому, сканирование проводится с максимально возможной точностью;

• полученные данные обрабатываются в компьютере, результаты передаются лечащему врачу посредством локальной сети либо через носители (диск и проч.).

На основании КТ-снимков и результатов иных обследований стоматолог ставит точный диагноз, разрабатывает схему лечения.