Коагуляции для лечения десен

Коагуляцией в стоматологии называется процедура прижигания тканей для остановки кровотечения. Ее применяют также при удалении некротированного или аномально разросшегося фрагмента десны. Мероприятие позволяет избежать обильного кровотечения, инфицирования, наложения швов.

Общие сведения

Процедура заключается в воздействии электроинструментом или лучом лазера на очаг поражения, при котором нагреваются ткани.

Свертывание белка, плазмы происходит под влиянием высоких температур, которые удаляют или сжимают ткани.

Преимущества коагуляции заключаются в бескровности и стерильности. Реабилитация после процедуры, проводимой под местной анестезией, занимает меньший срок, чем восстановление после традиционного хирургического вмешательства.

Коагуляцию назначают при следующих патологиях:

• новообразования в виде папиллом, гемангиом, фибром и проч.;

• прикорневой кариес;

• гранулирующий периодонтит в хронической форме;

• пульпит;

• наличие в зубодесневых карманах грануляций;

• увеличенные сосуды в мягких тканях.

К противопоказаниям относятся:

– непереносимость воздействия электрическим током;

– заболевания сердца;

– недостаточная свертываемость крови;

– непроходимость каналов;

– период молочного, сменного прикуса.

Методы

Коагуляцию проводят следующими инструментами:

• Электрокоагулятором, действие которого основано на преобразовании электрической энергии в тепловую. Переменный высокочастотный электроток подсушивает и разрушает некротированные клетки без кровотечения.

• Лазерным лучом, который также удаляет и подсушивает мягкие ткани.

В зависимости от вида электроприбора, применяют следующие методы воздействия:

1. Монополярный.  Электрод, расположенный в ручке, безопасно проходит через тело пациента, возвращаясь к замыкающей пластине. Организм не успевает отреагировать на импульсы переменного электротока с колебаниями высокой частоты. При этом эффект коагуляции проявляется на небольшом участке, который контролируется стоматологом.

2. Биполярный. Коагуляция проводится в намеченной зоне, без участия тела. Внешне прибор с раздвоенным наконечником напоминает щипцы или пинцет. В ходе процедуры пораженные ткани зажимают с двух сторон зубного ряда. Таким образом электроток, проходя между концами инструмента, воздействует на ткани.

Лечение

После местного обезболивания (ввода инъекции или обработки анестезирующим гелем) хирург проводит манипуляции, характер которых зависит от патологии:

• Новообразования. При операции используют электроды в виде петли, шара или ножа. При поражении десен наросты удаляют. В случаях воспаления надкостницы, ее отсекают, используя коагуляцию для остановки кровотечения. После удаления значительной опухоли потерю слизистой компенсируют здоровым лоскутом.

• Пульпит. Канал зуба высушивают, вводят в него иглу электрода на несколько секунд. Затем некротизированную пульпу удаляют и пломбируют канал.

• Периодонтит. Иглу электрода вводят в корневой канал дважды – на 6–8 сек. и на 3–4 сек. После прогревания в канал устанавливают пломбирующий состав.

• Прикорневой кариес. Коагуляцию используют для доступа к поврежденной зоне, на начальном этапе лечения.

• Грануляция в зубодесневых карманах. На содержимое кармана воздействуют электродом в виде тупоконечной иглы 2–4 секунды.

Достоинства и недостатки

К преимуществам коагуляционных методов относятся следующие:

– безопасность биполярного инструмента, отсутствие риска послеоперационных осложнений;

– универсальность монополярного метода.

К недостаткам обоих способов коагуляции относятся технические несовершенства электроинструментов, некорректные действия стоматолога. Ошибки при использовании электротока приводят к ожогам, обширным поражениям.

Лазерный способ коагуляции, являясь относительно новым, признан наиболее щадящим и безопасным коагуляционным методом.

Рекомендации

Риск осложнений после процедуры коагуляции снижается при выполнении следующих стоматологических рекомендаций:

1. В первый послеоперационный день допустим прием только холодной пищи.

2. Первые 7 дней после процедуры воздержаться от табакокурения.

3. Первые 14 дней обработанную сторону зубного ряда не использовать для пережевывания пищи.

4. Десну в зоне коагуляции очищать от остатков пищи с осторожностью, при помощи зубной щетки с мягким ворсом.

5. Использовать для гигиенических процедур рекомендованные лечащим врачом противовоспалительные, дезинфицирующие средства.

6. Спустя 7–10 дней после процедуры коагуляции дополнить гигиенический уход регенерирующими средствами (аппликациями из масла облепихи и др.).