Кариес апроксимальных поверхностей

Апроксимальный или же контактный кариес представлен в стоматологии как вид поражения, поддающийся диагностике с большой сложностью. Частично это обусловлено его особенностями. Достаточно сложно диагностировать патологическое состояние твердых тканей рта на ранней стадии. Диагностические мероприятия и терапевтические при этом условно стандартны, но есть нюансы.

Аспекты патологии

Конкретное кариозное поражение может быть пришеечным, фиссурным, контактным и не только. Первые 2 вида выявляются достаточно просто. Часто они заметны визуально. Апроксимальный же вариант становится очевидным лишь на средней стадии, когда требуется реализация терапевтических мероприятий. Особенность ситуации сводится к развитию поражения в пространстве между зубными единицами. Затрагиваются стыки. Даже внимательный осмотр при условии неопытности стоматолога может не привести к обнаружению проблемы.

Межзубное пространство – сложная зона. В ней скапливаются частички пищи, размножаются бактерии. Чистки зубов порой недостаточно. Для профилактики контактного кариеса стоматологи рекомендуют использовать нить и ополаскиватель. Дело в том, что распространенные причины патологического состояния твердых тканей рта – это недостаточная гигиена на фоне тесного расположения единиц.

В практике профессиональных стоматологов встречаются случаи, когда даже пациенты, соблюдающие правила гигиены, сталкиваются с апроксимальным кариесом. Объясняются эти ситуации тем, что есть микроскопические организмы, стремительно размножающиеся именно в межзубном пространстве. При этом даже тщательный уход за зубами не приводит к их уничтожению.

Симптоматическая картина

Отмечено, что на начальной стадии выявление поражения невозможно. Осмотр не помогает. При подозрениях показано рентгенографическое исследование. Осложняет ситуацию на начальной стадии отсутствие жалоб со стороны пациента.

Признаки апроксимального кариеса сводятся к тем же, что и в случае с иными видами поражения. Это потемнение эмали, повышенная чувствительность и т. д. Контактный вариант часто обнаруживается или доктором, или пациентом, когда стадия развития оценивается как средняя. Возможна ранняя диагностика, если у врача есть подозрения.

Терапевтические мероприятия

Терапия в рассматриваемой ситуации объективно осложнена. Причина – локализация поражения. Стандартные инструменты предполагают препарирование сразу двух зубов. Обыкновенный случай требует реализации ряда мероприятий. Это:

- очищение межзубного промежутка от налета, удаление пораженных твердых тканей;

- обработка чистой (условно) полости профессиональным средством;

- установка композитного или иного пломбировочного материала.

Последний этап – пломбирование – требует от стоматолога особого внимания. Участки соприкосновения препарированных единиц не должны быть «сомкнутыми». Задача врача клиники – придание поверхностям анатомически корректной формы. Если восстановленные зубы станут «слипшимися», вероятны дискомфорт, неудобства. Жевание будет осложненным, возможно нарушение прикуса. Также появляется вероятность иных нежелательных патологий.

Профилактические мероприятия

Предупредить контактное кариозное поражение не так просто, как иные виды кариеса. Профессиональные стоматологи рекомендуют пациентам следовать ряду правил и соблюдать простые рекомендации.

1. Чистка зубов – обязательный элемент ухода за полостью рта. Оптимальный вариант – 2-3 раза в день. Движения щеткой должны осуществляться не по привычной схеме, то есть сначала вправо, а потом влево. Лучше этот вариант: вниз, вверх. Он способствует качественному удалению бактерий и частиц еды из межзубного пространства.

2. Помимо щетки и пасты рекомендовано применение ополаскивателей. Они показаны после каждого очередного приема пищи. Если под рукой нет гигиенического средства, можно обойтись полосканием проточной водой. Пациентам со слишком тесно расположенными зубами рекомендовано дополнять гигиену специальной нитью. С ее помощью чистка пространства между единицами станет эффективной.

Отмечено, что даже тщательная и комплексная гигиена не гарантирует исключения вероятности, что разовьется контактный кариес. Помимо ухода за тканями рта целесообразно регулярно посещать доктора стоматологической клиники. Лучше делать это 1-2 раза в год. Такой подход способствует ранней диагностике и своевременной терапии кариозных поражений независимо от типа и сложности дислокации.

Дополнительно раз в полгода или реже (конкретную частоту определяет стоматолог) рекомендована профессиональная процедура – стоматологическая чистка. Она обеспечивает удаление твердого налета, камня, что невозможно сделать самостоятельно. Это благоприятно с точки зрения исключения среды, где активно размножаются патологические микроскопические организмы.

Так, профилактика контактного кариеса складывается из двух составляющих. Первая –тщательный уход за тканями рта. Это чистка зубов, полоскание, применение нити. Вторая – регулярное посещение стоматологической клиники. Только так можно сохранить зубы и десны здоровыми. При отказе от своевременного лечения повышается вероятность потребности в протезировании и имплантации по причине утраты собственных единиц.