Глоссит

Глоссит – это болезнь языка воспалительного характера. Часто он развивается на фоне вирусного, бактериального поражения. Есть случаи, когда виной всему травмы, пищевые привычки (склонность к употреблению слишком горячей, чрезмерно острой еды). Редко глоссит проявляется в качестве сопутствующей прочим болезни.

В материале публикации рассказываем о видах, симптомах глоссита, а также о диагностических мероприятиях и лечении.

Распространенные симптомы болезни

Есть отдельные виды (формы), сопровождающиеся определенными симптоматическими проявлениями. Однако принято выделять общие.

Глоссит вне зависимости от формы часто сопровождается такими симптомами:

• образование на языке неравномерного налета в виде пятен разного размера;
  • возникновение язв во рту, отличающихся глубиной, площадью. Они кровоточат, доставляют неудобства, причиняют боль;
  • отечность, ограниченная подвижность языка вследствие этого;
  • возникновение нехарактерного и неприятного запаха изо рта;
  • проблемы с отделением слюны.

Это часть симптомов, считающихся условно общими.

Часто пациенты жалуются на изменение вкусовой чувствительности, на ее искажение, а также на жжение и боли. Последние проявляются при пережевывании пищи, во время разговора, при резких вдохах и выдохах. При условии, что глоссит прогрессирует, ухудшается общее самочувствие. Лимфатические узлы шейного и подчелюстного отделов увеличиваются в размерах.

Виды болезни

Глоссит делят на виды с опорой на критерии «характер изменений» и «распространение воспалительного процесса». Выделяются:

• катаральный глоссит. Форма сопровождается отечностью и покраснением языка. На поверхности органа образуется нехарактерный налет, часто белого цвета, но это не правило. Поражению подвергаются верхние слои, глубокие остаются в норме, при отсутствии прогрессирования не страдают;
  • язвенный. Сопровождается, что понятно, образованием язв на поверхности органа. В тяжелых случаях они кровоточат, возникает отечность, появляются болевые ощущения. На фоне этого общее состояние больного ухудшается. Часто язвенный глоссит проявляется как следствие катарального, не вылеченного вовремя;
  • гнойный флегмонозный. Это один из самых тяжелых видов. Он затрагивает глубокие слои языка, распространяется на прилегающие к нему ткани рта. Состояние пациента тяжелое, вероятна выраженная интоксикация;
  • десквамативный. Форму часто называют «географическим языком». Обусловлено это тем, что на органе образуются области воспаления с выраженными очертаниями. Они меняют положение, буквально смещаются, «мигрируют»;
  • срединный ромбовидный. Сопровождается утолщением эпителия в отдельных местах, чаще в центре языка. Выраженные прочие симптомы могут отсутствовать;
  • атрофический. Эта форма представляет собой следствие дефицита витаминов. Образуется пятно, которое занимает весь язык. Кровеносные сосуды расширяются, возникает отек;
  • гунтеровский. Поверхность органа становится малиновой, сосочки атрофируются;
  • дрожжевой. Характерными для данной формы глоссита являются отечность, образование белого налета.

Причины

Наиболее распространенные причины – это вирусы, инфекции, повреждения языка, например, травмы и ожоги.

Диагностические мероприятия

Для диагностики глоссита используются условно стандартные методы. В первую очередь доктор осматривает пациента, опрашивает. У 8-9 больных предполагаемый диагноз подтверждается без дополнительного обследования.

При необходимости доктором назначаются специальные тесты: предполагается «поиск» инфекций, вирусов и не только. Дополнительно при наличии объективных причин берут соскоб. Он необходим, чтобы исключить борьбу не с той болезнью.

Лечение глоссита

Терапевтические мероприятия подбираются доктором после определения формы болезни и выявления сопутствующих ей патологий. Часто назначается комплексная терапия, потому как она дает выраженный результат. Предполагаются такие мероприятия:

• укрепляющие иммунитет методы;
  • местное антисептическое лечение;
  • соблюдение специальной диеты;
  • применение медикаментозных средств, например, противогрибковых, если дело касается дрожжевой формы.

Хирургическое вмешательство не требуется.

Не рекомендовано лечение народными средствами. Обращение за услугами специалиста – гарантия эффективной и результативной терапии. Дело в том, что без диагностики трудно сказать, глоссит ли на самом деле поразил язык. Есть случаи, когда обнаруживаются другие болезни. Плюс обращения к доктору – гарантия того, что глоссит будет побежден.

Самостоятельная терапия редко приводит к результатам.