Гипертрофический пульпит

Гипертрофическим пульпитом называют разрастание соединительной ткани. Патология сопровождается повышенной кровоточивостью пораженной области, спровоцированной множеством капилляров. При отсутствии адекватного лечения возникают периодонтит, периостит, остеомиелит, общий сепсис.

Признаки

Заболевание развивается на фоне патологий – хронического фиброзного пульпита, кариеса и т.д. Отложение и рост образований в пульпе препятствуют трофике, провоцируют воспаления, отечность мягких зубных тканях.

Гипертрофический пульпит проходит в следующих формах:

1. В виде пульпарного полипа, с возникновением полипозных, не эпителизирующихся образований.

2. В виде эпителизирующихся грануляций.

Поскольку пульпит представляет собой воспалительный процесс, то он протекает поэтапно, последовательно проходя стадии альтерации, экссудации, пролиферации.

При патологии происходят изменения в структуре эпителия, пульпы, периапикальной ткани. Заболевание характеризуется появлением выпячивания с эпителизированной верхушкой.

В области поражения на поверхности возникают изъязвления, деструктивные полости с некротированными тканями.

В дальнейшем начинается рост соединительной ткани, содержащей фибробласты, лимфоидные клетки. Образовывается зрелая грануляционная ткань, содержащая новые кровеносные сосуды. Обострение хронического пульпита сопровождается отечностью, гиперемией пульпы, болезненностью, экссудатом.

Диагностика

Пациенты жалуются на ноющие боли в области проблемной единицы, усиливающиеся при воздействии раздражителями (химическими, механическими, температурными).

При визуальном осмотре наблюдает гипертрофия тканей в пораженном кариесом канале, в полости зуба.

Для диагностики используют пальпацию, тепловые пробы, элетроондонтометрию, рентгенографию.

Лечение

При обострении патологии, для экстренного купирования болевых ощущений, принимают анестетики, проводят полоскания полости рта антисептическими средствами.

Гипертрофический пульпит лечат только хирургическим методом. Щадящее лечение в виде парциальной ампутации возможно при незначительной площади патологии.

В зависимости от тяжести заболевания, проводят радикальные мероприятия:

1. Полностью удаляют пульпу (девитальная экстирпация). Процедура проводится под местным обезболиванием:

– проблемную полость препарируют;

– удаляют некротированные ткани дентина;

– обрабатывают образовавшийся канал;

– удаляют полостной свод;

– иссекают пульпу коронковой части зуба;

– расширяют канальное устье, удаляют корневую пульпу;

– производят гемостаз, обрабатывают каналы;

– высушивают канал, накладывают на устье изоляционную накладку и пломбируют.

2. Удаляют пульпу частично (витальная ампутация). Сохранить часть пульпы возможно при неполном формировании корня у детей, при очаговой форме пульпита, при обнажении пульпы без патологии. Под местной анестезией производят следующие манипуляции:

– препарируют полость пораженной единицы, удаляют некротированный дентин, обрабатывают место операции;

– удаляют свод полости и пульпу в коронковой части зуба;

– останавливают кровотечение, проводят антисептическую обработку, высушивают;

– на культю накладывают пасту, временно цементируют;

– спустя 3–4 недели, при отсутствии у пациента жалоб, устанавливают постоянную пломбу. При возникновении патологии в костных или мягких тканях лечение продолжается.

Ожидаемый результат

Срок службы отреставрированной единицы зависит от качества проведенных мероприятий:

• Применение микроскопии, установка коронки, вкладки из керамики продлевает срок эксплуатации зуба до 20 лет. При соблюдении стоматологических рекомендаций (уход и гигиена полости рта) отреставрированная единица прослужит пожизненно.

• Установка светоотверждаемой пломбы при адекватном лечении продлевает срок службы отреставрированной единицы до десяти лет.

• При полном отсутствии пульпы говорить о сроке службы зуба не представляется возможным.

• О некорректном лечении свидетельствуют болезненные ощущения, образование гранулем, свищей, кисты. Пораженные единицы подлежат экстракции спустя три года, без возможности реставрации.

Профилактика

Во избежание неприятных последствий пациент должен следовать следующим стоматологическим требованиям:

– проходить регулярную санацию, в ходе которой устраняют кариес, твердые отложения, камень, пломбируют каналы и т.д.;

– разнообразить рацион питания фторсодержащими продуктами;

– применять зубные пасты с содержанием фтора;

– выработать схему здорового питания;

– организовать рациональный режим дня;

– проводить профилактику простудных заболеваний.