Гиперцементоз

Цементом зуба называют слой ткани от верхушки корня до границы коронки. Структура цемента на 2/3 состоит из основного вещества и солей кальция, на 1/3 – из коллагеновых волокон. Посредством цементной прослойки корневая поверхность соединяется с периодонтом, защищается и восстанавливается дентин.

Общие сведения

Гиперцементоз – вторично образующийся цемент при патологиях зубочелюстного аппарата, системных заболеваниях. Причины данного явления разнообразны – значительное воздействие оказывает состояние соседних тканей периодонта.

Патология чаще проявляется в утолщении и удлинении корневой части, эллипсоидном апексе, шипах и наростах на цементе, искривлении каналов зуба.

В части случаев (при хроническом периодонтите) гиперцементоз сопровождается резорбцией (рассасыванием) костных структур, их замещением цементом.

Поскольку этиология гиперцементоза заключается не в кариесе или бактериях, то особой опасности он не представляет. Возможны сложности при экстракции проблемной единицы, поскольку ее поддесневая часть расширена.

Причины

Большая часть ученых склоняются к мнению, что образование вторичного цемента – результат адаптации организма к дисфункциям зубочелюстного аппарата. К примеру, гиперцементоз может спровоцировать подвижность зуба. Так, посредством наращивания длины и объема корневой системы, увеличивается стабильность проблемной единицы, поддерживается жевательная функция.

Помимо этого, разные формы патологии выполняют защиту внутренних тканей зуба от инфекций. К примеру, при воспалении и гибели пульпы цемент перекрывает верхушку корня, пломбируя вход для инфекции в периапикальные ткани. При остром воспалении периодонта цементируется периодонтальная щель, создавая препятствие для инфицирования остальных тканей.

Точная причина гиперцементоза не выявлена. В тех или иных обстоятельствах указываются следующие факторы:

• периодонтит;

• выход зуба из десны вследствие хирургического вмешательства;

• регулярное травмирование, вызванное нарушением окклюзии;

• подвижность единиц, расширенная периодонтальная щель;

• деформирующий остит;

• болезни щитовидной железы;

• дисфункция гипофиза;

• склероз костных структур;

• травма механического, химического характера;

• воспаления в зубочелюстном аппарате;

• дистрофия, авитаминоз;

• заболевания крови, кишечника;

• рассасывание корней;

• остеомиелит, кариес, зубной камень;

• адентия, болезни ВНЧС и др.

Большая часть перечисленных патологий выступает в роли провокаторов, стимулирующих организм к компенсации жевательной функции.

Классификация

По степени выраженности и площади образования вторичного цемента выделяют три вида гиперцементоза.

1. Локальный (бессимптомный). Цемент откладывается на боковой поверхности корней и между ними в форме узлов, шипов, жемчужин. Причина чаще заключается в неполном вывихе, при котором цементобласты проникают в периодонтальную щель.

2. Диффузный (легкий). Гиперцементоз по всей поверхности корня. Наблюдается при хронических воспалениях периодонтальных тканей. Отсутствие лечения приводит к анкилозу – сращиванию корня с альвеолярной костью.

3. Генерализованный (тяжелый). При данной форме поражаются корни элементов ряда, возникает резорбция. Провоцирующим фактором выступают гормональные сбои, приводящие к подвижности зубов.

Диагностика и лечение

Поскольку гиперцементоз не сопровождается клиническими признаками, то единственный метод его диагностики – рентгенография. Рентгеновские снимки демонстрируют расширение в верхушке корня с узкой щелью к тканям периодонта.

Для большей информативности возможно проведение ортопантомографии, прицельных снимков проблемного зуба, КЛКТ.

Так как аномалия представляет собой симптом, демонстрирующий стоматологические и общие заболевания, то отдельных методов лечения не применяется.

При выявлении гиперцементоза устраняют первопричину, проводя:

– эндодонтическую терапию пульпитов;

– ортодонтическую коррекцию дефектов прикуса;

– терапию пародонтита, периодонтита;

– лечение общих заболеваний и др.

Профилактика

Для предупреждения образования вторичного цемента врачи рекомендуют следовать общим правилам профилактики стоматологических заболеваний:

1. Регулярно (дважды в год) посещать стоматолога для осмотра, лечения кариеса, профессиональной чистки от отложений, налета.

2. Следить за гигиеной полости рта, дважды в день (утром и вечером) чистить зубы.

3. Сбалансировать рацион питания с тем, чтобы обеспечить организм необходимыми элементами.

4. Сократить количество разрушительных для зубов продуктов с углеводами.

5. Отказаться от вредных привычек (табакокурения, алкоголя).