Флегмона зуба

Флегмона представляет собой острое воспаление некротического характера, сопровождающееся образованием экссудата. Патология, протекающая без точного зонирования, поражает подкожную жировую клетчатку и соединительную ткань. При отсутствии своевременного лечения вероятен летальный исход.

Общие сведения

Основываясь на причине патологии и характере ее течения, флегмону подразделяют на подострую и острую формы. В подострой выделяют ограниченный (не распространяющийся) и неограниченный (быстро передающийся другим тканям) типы.

Заболевание не передается при контакте, поскольку воспаление поражает глубокие слои, ограниченные эпидермисом.

На месте возникновения флегмоны кожа набухает, краснеет, при пальпации отзывается дискомфортными ощущениями. Со временем пораженная область уплотняется, приобретает глянцевый оттенок.

Патология развивается скоро, поражая костные ткани, мышечные волокна, сухожилия, органы. Очаг воспаления переходит из серозного к гнойному, а затем к некротированному состоянию.

Развитие болезни чревато появлением свищей, повышением температуры тела, заражением здоровых структур, передачей токсинов внутренним органам.

Причины

Главная причина возникновения флегмоны – бактериальная. Провокаторами чаще выступают стрептококки и стафилококки, стимулирующие отток из глубоких слоев эпидермиса венозной крови, лимфы.

Флегмона – одно из осложнений, возникающих на фоне запущенных заболеваний:

– пародонтит;

– периодонтит;

– киста;

– остеомиелит.

Проявлению патологии способствуют больные единицы со сложными корнями – моляры, зубы мудрости.

В редких случаях причина заболевания кроется в травме подъязычной зоны, появлении на коже стоматита, фурункула, гнойничковой сыпи, сиаладенита.

Проблема возникает у пациентов со слабым иммунитетом, на фоне сахарного диабет, аллергий.

Симптомы и диагностика

Развитие заболевания определяют по следующим признакам:

• пульсирующая боль в области проблемной единицы, усиливающаяся при пальпации;

• увеличение температуры тела до 40 градусов;

• ощущение слабости;

• бледность кожных покровов, появление блеска;

• отек языка, появление на нем налета коричнево-серого оттенка;

• нарушение жевательной, глотательной функции;

• обильное слюноотделение;

• интоксикация организма;

• появление из полости рта неприятного запаха;

• нарушение дыхания, речевая дисфункция;

• лицевая асимметрия, вызванная отеком тканей.

При несвоевременном обращении за стоматологической помощью, флегмона распространяется вглубь челюсти, на глотку, шею.

Патологию определяют с помощью визуального осмотра, сбора анамнеза, посредством КТ, УЗИ, посевом выявляют тип возбудителя.

Лечение

Флегмона не поддается самостоятельному лечению и требует медицинского вмешательства и контроля.

В зависимости от стадии и тяжести воспаления, выбирают одну из нижеперечисленных методик.

1. Терапия. На первичной стадии заболевания, после анализа экссудата и устранения провокаторов заболевания, назначают следующее лечение:

– антибиотические препараты;

– гипербаротерапия (насыщение полости рта кислородом под давлением);

– хлористый кальций в инъекциях;

– полоскания антисептическими средствами;

– поливитаминный комплекс.

2. Хирургия. К оперативному вмешательству прибегают при распространении патологии, даже после проведенной терапии. Его задачи заключаются в очистке от гнойных масс, предотвращение распространения экссудата на здоровые ткани.

Операция проводится под общим наркозом, с иссечением зоны поражения и удалением некротированных структур. После проведения мероприятия пациенту устанавливают дренаж, сшивают края раны. Спустя 2–4 дня рану повторно вычищают. Для скорого заживления назначают мази, а также следующие средства:

– антибиотики;

– антигистаминные препараты;

– средства для усиления иммунитета;

– витаминно-минеральные комплексы.

3. Физиотерапия. Дополнение к медикаментозной терапии и к послеоперационным мероприятиям. С помощью обработки зоны патологии УФ, УВЧ и световыми лучами достигают следующих показателей:

– снимают остроту воспалительных проявлений (отечность, болезненность, появление экссудата);

– укрепляют иммунитет;

– ускоряют регенерацию тканей;

– сокращают период лечения.

Возможные осложнения

Скорое развитие флегмоны, отсутствие адекватного лечения, провоцируют следующие заболевания:

– сепсис;

– флебит кровеносных сосудов;

– менингит, менингоэнцефалит;

– асфиксия тканей;

– воспаление средостения (медиастинит).

Для предотвращения развития патологии следует тщательно следить за гигиеной полости рта, регулярно посещать стоматолога (дважды в год) для проведения профилактических мероприятий.