Физиотерапия зубов

Методы физиотерапии используют в качестве профилактических и оздоровительных мероприятий, дополняющих основное лечение. Комплексное воздействие на патологию демонстрирует благоприятный результат, однако в качестве самостоятельного метода физиотерапия малоэффективна. Отсутствие побочных явлений позволяет назначать физиотерапевтические методы оздоровления взрослым и детям.

Физиопроцедуры назначают при следующих заболеваниях:

болезненность в точке пломбирования; периостит, стоматит; парондонтоз, пародонтит; альвеолит; болезни челюстных суставов; глоссалгия; лимфадент; воспаление слизистых полости рта, сопровождающееся эрозией, трещинами, изъявлениями.

К противопоказаниям, большая часть из которых излечивается, относятся:

– грудной возраст до одного года;

– беременность;

– эндокринные заболевания;

– новообразования в зоне рта невыясненной этиологии;

– болезни крови;

– переломы без жестко фиксирующих аппаратов;

– внутренние воспаления без выхода экссудата;

– гипотония, другие хронические заболевания в стадии рецидива;

– медицинские металлические конструкции в зоне воздействия.

Виды

В физиотерапию при стоматологических заболеваниях десен и зубов входят методы радиоволновой, магнитной и амплипульстерапии, водолечение, а также использование лазерных, ультразвуковых и электрических аппаратов. К последним относятся следующие:

1. Гальванизация, электрофорез. Применяется для стимуляции кровообращения, регенерации тканей. Оба метода подразумевают поверхностное воздействие на кожу или слизистую с целью купирования воспалительных процессов и рассасывания видимых рубцов. Назначают данные методы физиотерапии для лечения:

– хронических стоматологических болезней;

– воспалений пародонта (гингивита, пародонтоза, пародонтита);

– дисфункций ВНЧС (артрита, артроза);

– воспалений слюнных желез;

– посттравматических, послеоперационных состояний;

– нервных заболеваний (неврита, невралгии).

Процедуры противопоказаны при наличии:

– злокачественных образований в полости рта;

– эпилепсии, туберкулеза;

– склероза мозговых сосудов;

– болезней сердца, крови;

– повышенной температуре тела.

2. Электрообезболивание. Метод анестезии посредством ввода обезболивающих препаратов в зубные ткани и одновременного воздействия на них электротоком. На мочку уха или на руку пациента накладывается металлическая клипса, на которую действует электрод, расположенный на бормашине.

Данный вид анестезии используется при следующих мероприятиях:

– препарирование костной ткани, пораженной кариесом;

– удаление нервных пучков из зуба;

– вскрытий зубной полости;

– удаление молочных единиц в период сменного прикуса.

3. Электроодонтодиагностика. Способ определения болевой точки в проблемном зубе с помощью электрического тока.

Процедуру начинают с небольшого воздействия электротоком, увеличивая его до появления реакции в виде болезненности, дискомфорта. Таким образом диагностируют хронический пульпит, онкологические поражения, гиперстезию дентальных тканей, клиновидный дефект. С помощью ЭОД выявляют жизнеспособность пульпы при постоянном прикусе.

Противопоказаниями служат неврологические заболевания, период молочного прикуса.

Назначение

Сфера использования физиотерапевтических методов достаточно широка. Их используют как для профилактики, так и для лечения стоматологических заболеваний.

1. Профилактика кариеса: Ультрафиолетовые процедуры назначают в период внутриутробного развития ребенка, дополняя их аэронизацией. Грудным детям в возрасте до 1 года назначают УФ-терапию, начиная с 1/3 дозы и доводя до 3-х биодоз. Электрофорез с целью реминерализации назначают детям и взрослым.

2. Профилактика и лечение некариозных поражений. Физиолечение стоматологических патологий некариозной природы зависит от возраста пациента и клинической картины.  При прорезывании зубов у детей с помощью физиотерапии предупреждают развитие гипоплазии эмали, эндемический флюороз. После появления зубов используют комбинации электрофореза и УФ-облучения, дополняя их реминерализующими составами для лечения следующих патологий:

– повышенной стираемости эмали. Электрофорезом и УФ-облучением воздействуют попеременно;

– клиновидного дефекта. При проведении электрофореза используют кальций, фтор, фосфор, витамины группы В. УФ-облучением воздействуют на десны, воротниковую зону и все тело;

– травмы зубных единиц. При снижении возбудимости применяют УВЧ-терапию, а затем электрофорез;

– эрозии зубов. Используют реминерализующий электрофорез;

– гиперстезии. Применяют электрофорез с анестезирующим веществом и фторидом.