Экзостоз

Незначительный безболезненный нарост на десне, появившийся после микротравмы, с течением времени рассасывается. Однако в ряде случаев, под воздействием провоцирующих факторов, патология развивается. Единственный метод лечения экзостоза – хирургический.

Общие сведения

Экзостоз челюсти – это часть отвердевшего хряща разветвленной структуры, выступающая над поверхностью альвеоляра или нёба. Патология возникает после удаления зуба, либо при механическом повреждении мягких тканей.

Нарост небольшой величины не доставляет дискомфорта, однако при его разрастании слизистая истончается, легко травмируясь. Нижняя челюсть начинает открываться с трудом, а пальпация воспаленного участка вызывает болезненность.

Причины

Заболевание нередко обусловлено особенностями генетики. Проявляясь в детском возрасте, экзостоз прогрессирует в подростковом периоде. При небольшом формировании, без челюстного смещения, радикальное лечение не назначается.

Часто, по мере развития организма, нарост рассасывается естественным путем.

Патологию вызывают также иные причины:

• инфекционные воспаления в полости рта, разрушающие ткани и ускоряющие их атрофию (хронический сифилис, флюс, свищ, киста и т.п.);

• механические травмы, смещающие челюсть и разрушающие фрагменты костной ткани;

• неправильный рост зубной единицы со смещением угла наклона, вызывающий искривление кости с формированием отвердения;

• болезни эндокринной системы, провоцирующие дисбаланс обменных процессов.

Нередкая причина проявления экзостоза – некорректная экстракция зуба. После ошибочных действий врача в зоне удаления единицы возникает неправильное срастание кости, а при остатках костных выступов – подвижные наросты из мягких тканей.

Экзостоз проявляется в следующих признаках:

– появление выпуклого нароста на десне неизвестной природы;

– ощущение наличия в полости рта постороннего предмета, препятствующего движению языка;

– боль различной интенсивности;

– частичная дисфункция нижней челюсти (при поражении суставов);

– нежно-розовый цвет слизистых приобретает яркие оттенки;

– выраженная непроходимость кровеносных сосудов в челюстном аппарате.

Ампутация костной патологии проводится под местной анестезией.

Оперативное вмешательство проводится в следующих случаях:

• активный рост патологии;

• выраженный дискомфорт, эстетические отклонения, заметная величина нароста;

• предстоящее зубопротезирование.

Противопоказания к проведению операции включают:

– дисфункцию эндокринной системы;

– сбои в деятельности надпочечников;

– патологию свертываемости крови;

– сахарный диабет в любой форме.

– внутренние воспаления, инфекции.

Реабилитация

При благоприятном оперативном вмешательстве период реабилитации составляет 5 дней. За это время рана заживает, костные ткани принимают нормальное положение.

Пациентам с ослабленным иммунитетом, системными хроническими заболеваниями, назначают курс антибиотиков. Тем самым закрепляется положительный результат и предупреждается инфекционное воспаление внутренних тканей.

В течение 24-х часов после операции возможно незначительное повышение температуры тела.

Пациенту в период восстановления следует соблюдать следующие рекомендации:

1. Исключить из рациона твердую, горячую, холодную, соленую, острую, сладкую пищу.

2. Не касаться зоны операции языком, руками.

3. В первые два дня ограничить физические нагрузки.

4. Исключить табакокурение и употребление алкоголя, препятствующие скорой регенерации тканей полости рта.

Возможные осложнения

Послеоперационные осложнения преимущественно возникают вследствие небрежности пациентов. Несоблюдение предписанных стоматологических рекомендаций, правил личной гигиены провоцирует следующие проблемы:

– расхождение швов из-за чрезмерной механической нагрузки;

– воспалительные процессы, вызывающие отечность и скопление гноя вследствие недостаточного ухода за полостью рта.

Профилактика

Исключить появление экзостоза невозможно, поскольку причины его формирования часто кроются в наследственности. Пациент может снизить вероятность развития патологии, выявляя ее на начальной стадии с помощью самодиагностики.

Периодические осмотры ротовой полости позволяют своевременно выявлять внешние аномалии.

Мероприятие проводится с помощью зеркала, при хорошем освещении. Тщательно вымыв руки, необходимо аккуратно и внимательно ощупать десны, челюстные ряды, мягкие ткани слизистой, нёбо и область под языком.

Наличие неприятных ощущений при пальпации, а также наросты и уплотнения на слизистых – сигнал для обращения к стоматологу.