Экстирпация пульпы

Запущенная стадия кариеса поражает внутренние структуры зуба, достигая на определенной стадии развития пульпы. При возникновении осложнений, невозможности лечения пораженного участка – пораженные ткани ампутируют. В стоматологии процедура известна под термином «экстирпация».

Общие сведения

Пульпа представляют собой мягкую ткань, содержащую кровеносные сосуды, лимфатические узлы, нервные окончания. Благодаря пульпарной ткани, зубная единица питается требуемыми для нормальной функциональности веществами.

Извлечение части пульпы – оперативное вмешательство, в результате которого соединительные участки зубной полости ампутируются. Манипуляции проводят в верхушке корня.

Экстирпацию назначают после диагностики следующих заболеваний:

• пульпит в необратимой форме;

• пародонтит;

• перелом коронки;

• безрезультативность иных методов лечения.

Возможно проведение операции на здоровом элементе, если предстоит его протезирование.

Процедуру не проводят при следующих относительных и абсолютных противопоказаниях:

– непроходимость каналов корня;

– вероятность рассасывания корня при молочном прикусе;

– патологическое недоразвитие корневого отдела;

– соматические заболевания в острой фазе;

– ослабленный иммунитет;

– инфекции, ВИЧ.

Методы проведения

Существует два способа удаления пораженной пульпы.

1. Витальный. Пульпа удаляется посредством пульпэкстрактора либо рашпиля. Инструмент вводится в канал до упора, дважды прокручивается вокруг своей оси и выводится из полости с пораженной тканью. Процедуру проводят два раза.

Извлечение пульпы возможно и методом эвакуации, при котором фрагменты пульпарной ткани выводятся поэтапно.

Фрагменты пульпы постепенно вымывают из канала, располагая емкость с жидкостью над инструментом. Данный способ предотвращает попадание некротированных тканей в глубокие слои и представляет собой щадящее воздействие на зуб.

Преимущество витального удаления – одномоментность операции, проводимой за одно посещение стоматолога.

К недостаткам относятся применение девитализирующих препаратов, отрицательно влияющих на периодонт, риск неполного удаления пораженных тканей.

2. Девитальный. Ампутация пораженных тканей проводится после их полной некротизации одним из следующих средств:

– мышьяковистой пастой;

– параформальдегидным составом;

– электрохимическим методом под местной анестезией.

Противопоказания:

• непереносимость компонентов девитальных препаратов, повышенная чувствительность;

• пульпит с гнойными очагами;

• недоразвитый корень.

Мероприятие проводят в два этапа.

При первом посещении врача:

– диагностируют патологию;

– подготавливают рабочую поверхность (чистят, промывают, обрабатывают корневые каналы);

– вскрывают полость зуба;

– накладывают некротизирующий состав;

– устанавливают временный цемент.

Повторное посещение назначают через два дня (при применении мышьяка) либо спустя 7 дней (при использовании параформальдегида). В ходе приема проводят следующие мероприятия:

– удаляют временный композит;

– открывают доступ к корневым каналам;

– ампутируют некротизированную пульпу;

– очищают полость;

– устанавливают постоянную пломбу.

Девитальный способ считается кардинальным, поскольку использование токсичных вещество сопряжено с негативным воздействием на периодонт.

Возможные осложнения

После экстирпации, вследствие некорректных действий стоматолога либо пренебрежительного отношения пациента к соблюдению реабилитационных мероприятий, вероятны следующие осложнения:

• раздражение тканей периодонта, сопровождающееся болевыми ощущениями, которые не поддаются действию анальгетиков. Проблема возникает вследствие разрыва соединительных тканей и требует лечения флюктооризацией;

• травматический периодонтит, развившийся из-за проникновения пломбировочных частиц за пределы каналов зубного корня. Для лечения требуется вторичное оперативное вмешательство, чистка, удаление оставшихся фрагментов, установки новой пломбы;

• ожог слизистой тканей вследствие непрофессионально проведенной диатермокоагуляции. Требуется антисептическая обработка зоны поражения, противовоспалительная консервативная терапия;

• перфорация стенок корня из-за несоблюдения технологии экстирпации. В большей части случаев лечат экстракцией проблемной единицы;

• несвоевременный повторный визит пациента для удаления некротизирующих составов. Продолжительное нахождение в полости зуба токсичных препаратов повышает риск ожога десен, развития периодонтита, периостита. Возможно расширение зоны воздействия умерщвляющего средства, в которой могут оказаться нервные окончания соседних единиц.