Дисфункция височно-нижнечелюстного сустава

Дисфункцией височно-нижнечелюстного сустава называют нарушение координации сустава, вызванное аномалиями прикуса. Последние влияют на правильность локализации элементов сустава, что отрицательно сказывается на мышечной функциональности.

Заболевание диагностируется у 5-12% населения, причем у женщин встречается в несколько раз чаще. В группе риска находятся пациенты в возрасте от 20 до 40 лет.

Причины

Провокационным фактором развития патологии являются два процесса, имеющих тесную связь:

• патология самого сустава (речь идет о смещении суставного диска);
  • нарушения работы жевательной мускулатуры.

Предрасположенность может быть обусловлена:

• врожденной дисплазией (несоответствием анатомического строения и размеров головки с ямкой сустава);
  • развитием воспалительных процессов (артритами, повреждениями внутрисуставного диска и пр.);
  • врожденными либо приобретенными аномалиями окклюзии;
  • заболеваниями зубочелюстной системы.

Развитие и усложнение дисфункции имеет прямое отношение к психогенным факторам. Например, у пациентов часто наблюдается психопатологическая симптоматика (тревожность, депрессивные состояния, ипохондрия и пр.). Все это усугубляет состояние пациента в целом, и повышает вероятность перехода заболевания в хроническую форму.

Клиническая картина

О наличии ДВНЧС могут свидетельствовать следующие признаки:

• тупая периодичная боль в зоне лица и челюсти, отдающая в ухо или висок;
  • болезненные ощущения при жевании и пальпации;
  • ограниченность двигательной траектории при попытке открыть рот (в некоторых случаях открывание сопровождается характерным щелчком в суставе).

Диагностика

Первичная постановка диагноза основана на КТ или МРТ исследовании, с помощью которых врач выявляет дегенеративные процессы в суставе либо смещение суставного диска.

Для подтверждения диагноза также проводится пальпация пораженного участка. Усиление боле при пальпации также может указывать на дисфункцию.

Для ДВНЧС характерно распространения умеренных болевых ощущений из височно-нижнечелюстного сустава в околоушную область (иногда боль отдает в затылок и шею).

Болевой синдром локализуется с одной либо с двух сторон лица, в околоушной зоне, в отделе щеки, виска, челюсти. Как правило, боль носит постоянный характер, но меняет интенсивность. При резких движениях пациент ощущает ее обострение, пульсирование в пораженном участке.

Стоит отметить, что патология часто переходит в стадию спонтанной ремиссии с непредвиденными рецидивами.

В ходе диагностических мероприятий важно исключить наличие воспалительных и гнойно-септических патологий зубочелюстного аппарата.

Лечение

Лечение ДВНЧС направлено на купирование болевых симптомов, нормализацию двигательной траектории и улучшение качества жизни пациента в целом. Для достижения лучшего результата требуется комплексный подход. Речь идет о стоматологических, физиотерапевтических мероприятиях, медикаментозной терапии. В некоторых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство.

Благоприятный исход во многом зависит от ранней диагностики и своевременного начала лечения.

При нарушении окклюзии необходима стоматологическая коррекция (установка ортодонтических капп, брекетов, платин и других коррекционных механизмов). Полное выздоровление наступает только после устранения первопричины.

Медикаментозная терапия направлена на минимизацию болевых ощущений, нормализацию мышечного тонуса, восстановление функций сустава.

Если развитие патологии связано с психологическими расстройствами, пациенту назначают психотерапевтическую и фармакологическую коррекцию, ориентированную на ключевой эмоциональный фактор.

Для устранения ограниченной функциональной активности может потребоваться оперативное вмешательство. Для лечения передних смещений диска достаточно эффективным считается артроскопическое вмешательство и артроцентез. Вместе с тем, доказана низкая эффективность хирургических манипуляций для исправления прикуса.

Профилактика

Диск височно-нижнечелюстного сустава смещается в результате воздействия периферических и центральных нарушений.

Периферические связаны с:

• парафункциональными привычками;
  • нарушением прикуса;
  • травмированием нижней челюсти.

Центральные нарушения связаны с психоэмоциональным состоянием, депрессивными расстройствами, неэффективными тактиками купирования боли.

Таким образом, профилактические и терапевтические мероприятия дисфункции височно-нижнечелюстного сустава должны носить комплексный, биопсихосоциальный подход. Пациент должен понимать важность своевременного обращения к врачу при подозрении на дисфункцию ВНЧС.