Диагностики и лечение корневого кариеса

Самая агрессивная форма кариеса – поражение корневой части зуба (цемента). Патология проходит без симптомов, вызывая значительную деформацию или разрушение корня. Предотвратить потерю проблемной единицы возможно своевременным выявлением кариозного процесса.

Общие сведения

При поражении кариесом корневой части зубов очаги заболевания располагаются на границе между эмалью и цементом, возникает скорая деминерализация тканей.

Начальная стадия протекает чаще бессимптомно, локализуясь в поверхностном или в дентинных слоях.

Кариозное поражение корней чаще встречается на верхнечелюстных резцах и молярах нижней челюсти – на зубах, меньше других взаимодействующих со слюной.

Корневой кариес отличается от остальных форм заболевания скоростью разрушительного процесса, которому способствует тонкие стенки корневого отдела.

Причины и возможные осложнения

Основная причина корневого кариеса кроется в бактериях, активизирующихся под воздействием следующих факторов:

• ксеростомия, выражающаяся в снижении слюноотделения, нарушении состава слюны, деминерализации эмали. Патология возникает после лечения антидепрессантами, антигистаминами, диуретиками, а также в силу возрастных изменений у пожилых пациентов;

• болезни пародонта;

• лучевая терапия;

• недостаточная гигиена полости рта, налет, камень;

• расширение зубодесневого кармана;

• кариес шейки зуба;

• непрофессионально установленный протез-коронка;

• несбаланированное питание, отсутствие достаточного количества витаминов, минералов, переизбыток углеводов.

Несвоевременное лечение корневого кариеса провоцирует следующие заболевания:

– периодонтит;

– пульпит.

При потере функциональности проблемную единицу удаляют.

Развитие заболевания не во всех случаях сопровождается появлением полости.

Пораженные участки отличаются ребристой поверхностью. Зондирование выявляет размягчение тканей.

Общая симптоматика демонстрирует следующие признаки:

• болезненные ощущения при воздействии термическими, механическими, химическими раздражителями;

• дискомфорт в области шейки;

• потемнение поверхности проблемной единицы.

На определенной стадии возникают следующие симптомы:

1. При начальном поражении присутствует обширная деминерализация, изменяется оттенок больного участка до коричневого. Граница между цементом и дентином сохраняется.

2. Поверхностное разрушение характеризуется поражением корня, дентина, на которое указывает пигментация.

3. Глубокое кариозное поражение характеризуется заглублением очага свыше 0,5 мм, почернением его дна и краев. Полость от внутренних тканей отделяет тонкий дентинный слой.

Диагностика

Установить корневой кариес самостоятельными методами не представляется возможным, поэтому в условиях клиники проводят комплексную диагностику:

• Осмотр пациента, сбор анамнеза.

• Зондирование посредством острого инструмента, вводимого под край десны.

• Рентгенография, демонстрирующая степень поражения корня.

• Визиография, демонстрирующая проблемную единицу на мониторе в разных проекциях.

• Термодиагностика, определение стадии кариеса с помощью холодной, горячей воды.

• Электроодонтометрия, возбуждение пульпы электротоком.

Лечение

Для устранения корневого кариеса, в зависимости от клинической картины, прибегают к консервативному или хирургическому лечению.

1. Консервативную терапию используют на начальном этапе патологии, до появления разрушений.

Лечение проводится без пломбирования в несколько этапов:

– очищают зубы, десны, от отложений, налета, камня;

– устраняют причины скоплений – корректируют протезы, лечат пародонт и проч.;

– обрабатывают короночную часть реминерализующим составом.

2. Оперативное вмешательство. Воздействие на пораженные элементы хирургическим методом под местной анестезией:

– проблемную область иссекают;

– удаляют пораженный дентин, формируют очищенную полость;

– в случае необходимости, извлекают разрушенную пульпу, лечат корневые каналы;

– обрабатывают проблемную зону антисептиком, пломбируют.

3. Пломбирование. В зависимости от характера заболевания, размеров полости, состояния десен, положения проблемной единицы в ряду, подбирают пломбировочный материал:

• Компомерные составы. Крепкие, эстетичные пломбы, выдерживающие значительные жевательные нагрузки. Устанавливают в незначительных полостях, поскольку материал не отличается стабильной фиксацией.

• Стеклоиономерные составы. Надежно фиксируются во влажной полости. Входящие в них реминерализующие компоненты восстанавливают разрушенные структуры. Используют для реставрации обширных областей, глубоко пораженных кариесом.