Дентикли

Конкремент – это изолированное включение дентина в пульпе. Часто обнаруживается на дентине зуба или на его границах. В общем случае конкремент – подобное камню минеральное образование. Встречается у пациентов стоматологических клиник вне зависимости от половозрастных характеристик. Особенность – вероятность образования на зубах или в них до прорезывания. Это осложняет диагностику и обуславливает невозможность профилактики.

В материале публикации рассказываем о конкрементах подробнее, описываем диагностические и терапевтические мероприятия.

Дентикли и конкременты: основные особенности

Конкремент – диффузное или локальное образование. Наибольшая концентрация приходится на корневую часть пульповой камеры. Часто дентикли обнаруживаются у взрослых пациентов стоматологических клиник, однако встречаются и у детей, подростков. Распространенная причина – профицит кальция, накапливающегося в организме.

Обычно конкременты имеют округлый вид. Величина – 2-3 миллиметра. Зафиксированы случаи, когда дентикли повторяют форму пульповой камеры.

Образования вне зависимости от формы и причин возникновения не проявляются. Однако на пике развития пациенты начинают жаловаться на приступы острой боли при резких движениях, тряске головой. Также влияют на проявление боли перепады давления. Подъем на высокий этаж на лифте, полет на самолете – это и не только провоцирует острую боль.

Распространенные причины

В теории и практике стоматологии пока не принято выделять точные причины формирования конкрементов или дентиклей. При этом замечены и подтверждены в результате исследований и анализа статистики закономерности, обуславливающие провокацию развития рассматриваемой патологии. Часто она возникает вследствие:

- травмирования зубов или костной ткани челюстей. Вывихи, переломы корней и не только – это часто приводит к образованию конкрементов;

- некорректного терапевтического вмешательства. Конкременты часто возникают при пломбировании устаревшими материалами (металлическими пломбами);

- ношения стоматологических конструкций;

- болезней. Нарушения метаболизма, повышенная продукция щитовидной железой ряда гормонов, профицит витамина D –это часто провоцирует конкременты;

- длительного приема гормональных медикаментозных препаратов;

- воспалений, дегенеративных болезней пародонта;

- возрастных изменений (убыль эмали, инволюция);

- наследственных пороков (несовершенное развитие дентина и так далее).

Признаки, симптомы, особенности протекания болезни

Дентикли или конкременты по мере формирования и развития не сопровождаются характерными признаками и симптомами. Вероятна острая боль, нередко списываемая на иные причины. Обнаруживаются образования часто во время исследований (рентгенография), запланированных в рамках терапии стоматологических болезней полости рта.

Пациенты редко, но жалуются на дискомфорт и неприятные ощущения при условии, что дентикль или скопление конкрементов начинают давить на нерв зуба.

Уже отмечено, что болевой синдром обнаруживается часто при резких движениях, при чрезмерной двигательной активности и в случае перепадов давления.

Часто пациенты рассказывают о:

- длительном характере болей, нарастании их в ночное время;

- ненормальных реакциях на горячую или холодную пищу;

- периодических скачках болевых ощущений;

- чувстве тяжести и ощущении присутствия инородного предмета в десне.

Диагностика конкрементов

Все сводится к реализации рентгенографического исследования. Стоматологи часто прибегают к пробе Новика: кресло с пациентом резко опускают с целью установить наличие или отсутствие болевых ощущений.

Терапевтические мероприятия

Дентикли или же конкременты поддаются терапии. Обычно врачи в стоматологических клиниках удаляют образования посредством ультразвукового оборудования. Плюс подхода – малая травматичность. Опасность и риски отсутствуют.

В общем случае план лечения включает представленные далее мероприятия. Это:

- обезболивание (местное);

- устранение кариеса (если обнаружен);

- освобождение области отложений от конкрементов посредством ультразвука;

- лечение очищенных каналов;

- обработка инструментами (если требуется), применение препаратов;

- пломбирование.

Профилактика

Профилактические мероприятия в теории и практике стоматологии пока не выработаны. Врачи стоматологических клиник рекомендуют при наличии симптомов, представленных и описанных в материале публикации, обращаться за помощью. Это лучшая профилактика.

В результате рентгенографического исследования или компьютерной томографии доктор определит, есть ли на самом деле конкременты. При необходимости он назначит терапию.