Супраокклюзия

Идеальное с анатомической точки зрения строение челюстного отдела – большая редкость. Аномальный прикус – распространенное явление, встречающееся в различных формах. Одним из вариантов развития является супраокклюзия – патологическое состояние, при котором меняется положение фронтальных элементов зубного ряда, способное спровоцировать проблемы с дикцией и нарушения дыхательной функции, а также отклонения в работе ЖКТ, связанные с некорректной обработкой пищи.

Общее представление

Отличительная особенность рассматриваемой патологии – размещение резцов и первых премоляров выше окклюзионной плоскости. При этом верхний ряд фактически не доходит до точки смыкания, внешне производя впечатление слегка вдавленного, тогда как режущая кромка нижних зубов занимает более высокое положение. Как следствие – глубокое смещение и открытый прикус боковых участков.

К числу характерных признаков также относятся недостаточность развития альвеолярного гребня верхнечелюстного отдела, и выраженная избыточность противоположной структуры. Сами коронки при этом сохраняют естественную высоту. Среди сопутствующих симптомов, диагностируемых в ходе предварительного обследования, также выделяют:

• Нарушения функций височно-нижнечелюстного сустава, проявляющиеся в форме болезненных щелчков, провоцирующих мигрень и проблемы с желудочно-кишечным трактом.
  • Избыточное стирание эмалевого покрытия, обуславливаемое неправильным смыканием рядов, приводящее к развитию ряда смежных патологий – стоматита, гингивита и пародонтоза.
  • Проблемы с речевой и дыхательной функцией на поздних стадиях, сопровождающиеся повреждением слизистых тканей.
  • Неестественное изменение лицевого контура и челюстной пропорции.

Причины аномалии

К числу факторов, обуславливающих возникновение супраокклюзии, относят следующие обстоятельства:

• Удаление молочных зубов в раннем возрасте. Экстракция приводит к повышению интенсивности роста противоположного участка, из-за чего режущая кромка оказывается выше уровня окклюзионной плоскости.
  • Нарушение цикла естественной резорбции временных корней. Позднее формирование и прорезывание коренных единиц становится причиной их смещения, вследствие чего нижнечелюстные элементы выдвигаются в вертикальном направлении.
  • Аномальное положение зубного фолликула, обуславливаемое отклонениями на стадии образования анатомической структуры.
  • Недостаточность свободного пространства, связанная с чрезмерной узостью верхней челюсти, либо с развитием сверхкомплектных зубов.
  • Вредные привычки, заложенные в раннем возрасте, выражающиеся в самопроизвольном движении нижней челюсти.
  • Воспалительные процессы, развивающиеся в структуре пародонта, а также наличие новообразований и кистозных очагов.

Стоит отметить, что отсутствие элементов антагонистов по-разному влияет на челюстной отдел в разном возрасте. Формирование супраокклюзии характерно для ранней стадии развития, в ходе которой альвеолярный гребень продолжает увеличиваться. У взрослых, в свою очередь, наблюдается аномалия Попова-Годона, при которой коронка оказывается чрезмерно выдвинутой из десны.

Последствия и осложнения

Отсутствие надлежащего лечения, а также недостаточность принятых терапевтических мер, способствуют усилению негативной симптоматики. К числу возможных изменений относятся:

• Развитие гастрита и колита, обуславливаемое некорректной обработкой пищи.
  • Смещение головки сустава, сопровождающееся выраженным болевым синдромом.
  • Постоянное повреждение слизистых тканей полости рта, провоцирующее опухоли.
  • Проявление патологий нижних дыхательных путей и органов ЛОР группы.
  • Образование кариеса на фоне интенсивного стирания эмалевого покрытия.

Лечение супраокклюзии

Подход к формированию лечебного плана зависит от степени развития патологического состояния. В целях коррекции прикуса применяются брекеты, пластины и ортодонтические капы. Основная функциональная задача конструкций – сокращение зубоальвеолярного расстояния нижнего отдела, и сопутствующее выдвижение верхнего ряда.

Лечение пациентов младшей возрастной группы, как правило, протекает с меньшими осложнениями, что обуславливается податливостью формирующейся челюстной структуры. Установка брекетов рекомендуется после достижения 12-летнего возраста, поскольку до этого момента зубной ряд еще не обладает достаточной прочностью. Съемные корректирующие пластины – более простой вариант, облегчающий гигиенический уход за полостью рта. Альтернативная опция, популярная в последние годы – стоматологические капы, изготавливаемые из гипоаллергенных материалов, и в точности повторяющие анатомическое строение зубного ряда.