Бруксизм

Одной из наиболее проблематичных патологий, с точки зрения своевременной диагностики, является бруксизм. Заболевание проявляется в виде неконтролируемого сжатия челюстей, чаще всего – в периоды, когда человек спит. Характерным внешним признаком является скрежет зубов, вызванный чрезмерным усилием, негативно сказывающимся на состоянии эмалевого покрытия коронок, а также на тонусе височно-нижнечелюстного сустава. Заболевание требует врачебного вмешательства, поскольку при продолжительном прогрессировании способно привести к тяжелым последствиям.

Причины возникновения

Основным фактором, вызывающим патологическое состояние, считается расстройство функций центральной нервной системы. Большинство специалистов отмечают, что приступы бруксизма чаще диагностируются у пациентов, подверженных регулярному стрессу. Психологическое перенапряжение ведет к эмоциональному выгоранию, усталости, ухудшению самочувствия и депрессии, результатом чего и становится подобная реакция организма. Усугубляют ситуацию врожденные дефекты и аномалии, в обычном состоянии не доставляющие физических или эстетических неудобств. Кроме того, причиной заболевания могут являться серьезные изменения в структуре зубочелюстного аппарата – утрата одного или нескольких зубов, механические травмы, и даже некорректно проведенное стоматологическое лечение.

Симптоматика

Основным признаком бруксизма является неконтролируемое сжатие челюстей, нагрузка при котором в несколько раз превышает стандартные показатели жевательного давления. При продолжительном отсутствии врачебного вмешательства также вероятны следующие симптомы:

• Головная боль в первые часы после пробуждения;
  • Головокружение и дискомфорт в области лицевых мышц;
  • Усталость, сонное состояние, раздражительность;
  • Чувствительность к температурным изменениям;
  • Появление небольших дефектов на поверхности эмали;
  • Ослабление альвеолярных связок, удерживающих зубы;
  • Воспаление прилегающих тканей, отеки и покраснения;
  • Болезненные ощущения при движениях челюсти.

Наличие одного, а тем более нескольких подобных проявлений, является основанием для посещения стоматологической клиники и прохождения комплексного обследования.

Ортодонтическое лечение

Терапевтические методики, применяемые при выявлении бруксизма, предусматривают обязательное ношение окклюзионных кап. Эластичные накладки, размещаемые на поверхности зубного ряда, предотвращают резкий контакт, и способствуют снятию мышечного напряжения во время сна. Для изготовления изделий используются эластичные полимеры, не вызывающие раздражения или аллергической реакции. Конфигурация капы исключает смещение или выпадение, и не препятствует дыхательной функции, что делает ее использование безопасным даже в тех случаях, когда лечение назначается пациентам младшей возрастной группы.

Особенности применения

В перечень функциональных задач, решаемых при помощи использовании кап, назначаемых пациентам с бруксизмом, входят:

• Сохранение целостности эмалевой поверхности элементов зубного ряда;
  • Предотвращение образования дефектов и аномалий;
  • Профилактика возникновения механических повреждений, трещин и сколов;
  • Снятие повышенной нагрузки на височно-нижнечелюстной сустав;
  • Нормализация сна, восстановление свободного дыхания;
  • Защита установленных корректирующих устройств от повреждения.

Технология изготовления предусматривает возможность использования одно- и двухчелюстных моделей. Выбор подходящего варианта обуславливается медицинскими показаниями, характеризующими степень интенсивности стирания эмалевого покрытия в окклюзионной области. Для простоты ориентирования выделяют три категории:

• Универсальные – капы, формируемые на шаблонной основе. Стандартная линейка предусматривает несколько видов размеров, и не учитывает особенностей анатомического строения в каждом конкретном случае. Подобные модели могут служить временной защитой, однако не справляются с коррекцией и лечением патологии.
  • Индивидуальные – создаются на основе результатов клинического обследования, и являются оптимальным вариантом для проведения комплексного лечения, предусматривающего не только снятие чрезмерного мышечного напряжения, но и устранение локальных дефектов челюстного отдела.
  • Термопластичные капы – представляют собой заготовки из особого полимерного материала, меняющего форму при нагревании. Изделия отличаются точностью повторения рельефа ряда, однако имеют непродолжительный срок эксплуатации.

Выбор подходящей модели обуславливается медицинскими показаниями – неправильная капа не только не способствует лечению бруксизма, но и может усугубить патологическую симптоматику.