Термин «бруксизм» используется в профессиональной стоматологии для обозначения патологии, выражающейся парафункциональной жевательной активностью. Она приходится на дневные и ночные часы. Состояние сопряжено со скрежетанием, с постукиванием зубами. Также пациенты с отклонением сталкиваются с чрезмерными по силе трением и стискиванием рядов.
Проблемы по поводу бруксизма разрабатываются представителями реконструктивной стоматологии. Цель направления привязана к нормализации и гармонизации окклюзии. При этом профессиональные стоматологи не столько задаются вопросами диагностики и лечения, сколько ищут решение задач по четкому определению причин, провоцирующих представленную патологию. И здесь примечательны подходы к трактовке детерминантов нарушения.
Редко, но патология рассматривается в качестве расстройства поведенческого характера. Чаще принято говорить о дисфункции височно-нижнечелюстного сустава. Есть и такой подход, где бруксизм представляется как нарушение сна. Независимо от того, какая позиция принята как истинная, в стоматологическом контексте представленное отклонение является исключительно нежелательным. Дело в том, что оно провоцирует стираемость единиц, приводит к повреждению пародонта. Вероятны в запущенных случаях переломы корней и коронок. При этом первые признаки развития бруксизма способен определить только грамотный стоматолог.
Когда парафункциональная активность возникает, нагрузка на структуры зубочелюстного аппарата существенно увеличивается. В редких ситуациях возможны критические значения, что провоцирует анатомические изменения. Окклюзионное соотношение может быть существенно нарушено. Вероятны сценарии дестабилизации функционирования жевательных мышц.
Профессиональные стоматологи полагают, что бруксизм – это болезнь, требующая устранения. Но это не всегда справедливо. Отдельные формы и виды патологии не приводят к возникновению рисков и угроз здоровью, не вредят пациенту.
Парафункциональная жевательная активность развивается по разным причинам. И о конкретных, то есть точно установленных, говорить не всегда целесообразно. Рассматриваемое состояние характеризуется многоаспектной этиологией. Ранее было принято полагать, что особый вклад в развитие отклонения вносят особенности прикуса. Окклюзионные препятствия – характерный пример. Но все чаще возникают подходы, предполагающие рассмотрение бруксизма как патологии, вызванной психическими и социальными патологическими факторами. Примером принято считать стискивание зубов по поводу физического или морального перенапряжения, по причине давления.
Зубочелюстной аппарат – сложная и серьезная часть организма. Она, как все прочие, будет функционировать во благо целому – человеку, даже если появится риск разрушения.
Функции зубочелюстного аппарата напрямую связаны с мозгом. При этом данный отдел отвечает за выражение эмоций. Оскал, к примеру, следует рассмотреть как прямое подтверждение представленного тезиса. Но причины бруксизма только этим объяснить нельзя. Очевидно, что этиологический аспект здесь представлен сочетанием как физиологических, так и психических факторов. Наиболее состоятельна точка зрения, провозглашающая данный подход как верный.
Целесообразна и в полной мере адекватна каждой клинической ситуации функциональная диагностика. Она хорошо показала себя в работе с разными пациентами, в том числе сталкивающимися с бруксизмом. Первичная консультация предполагает осмотр и клиническое обследование. Если требуется, инициируется пальпация жевательных мышц. Часто даже опроса достаточно, чтобы помимо физического аспекта ситуации выявить психологический. И все же важнее осмотр. Он способствует определению степени стираемости, наличия трещин и сколов.
Целесообразно исследование состояния жевательных мышц. Это приводит к пониманию, какие из них характеризуются чрезмерной напряженностью. При потребности проводится рентгенографическое обследование. Оно нацелено на определение состояния костной ткани зубочелюстного аппарата.
Когда форма и степень патологического состояния определены, инициируется стадия стоматологической терапии. Целесообразна психологическая подготовка. Ее цель условно сводится к проработке стрессовых факторов и привитию пациенту моделей поведения, нормальных с точки зрения зубочелюстной реакции в сценарии без бруксизма. Психологический аспект здесь заслуживает учета не столько из-за спорной природы патологии, сколько из-за несостоятельности мнения, что только клиническая стоматологическая терапия дает требуемый результат. И все-таки лишь профессиональный врач способен поправить окклюзию, сделать парафункциональную активность нормальной.
Отличным профилактическим средством признаны каппы. Они стабилизируют окклюзию, защищают единицы от стирания, трещин и сколов. Это нечто вроде буфера, ограждающего зубные ряды от негативных воздействий. В редких случаях, если выявлена нецелесообразность сохранения зубов, проводится выборочная или полная экстракция, инициируются имплантация и протезирование.