Апикальный периодонтит

Апикальным (верхушечным) периодонтитом называют воспаление тканей в корневой верхушке зуба. Патология характеризуется распространением деструктивных процессов на окружающие ткани. При отсутствии адекватного лечения вероятна потеря единицы.

Виды

Отчетливой классификация не существует, однако заболевание общепризнанно подразделяют на острую и хроническую формы.

1. Фаза острого апикального периодонтита длится 3–14 дней. Воспаление начинается с пульпита, сопровождаясь появлением экссудата, отечности. При отсутствии лечения патология переходит в хроническую стадию.

2. Хроническая фаза развивается в трех основных формах, зависящих от иммунитета пациента, его образа жизни:

• Гранулирующая форма характеризуется разрушением зуба и десны при активном распространении инфекции на здоровые элементы. В процессе возникают свищи, кисты, флегмона шеи, гайморит и т.д. В части случаев интоксикация поражает организм, вызывая болезни печени, почек и др. органов.

• При гранулематозном периодонтите патология менее опасна, поскольку образующиеся в корне плотные гранулемы препятствуют распространению инфекции.

• Фиброзный периодонтит – наиболее безопасная стадия, при которой в верхушке корня образуется соединительная ткань, заполняющая пораженные полости.

Причины

В основе заболевания лежат воспалительные процессы инфекционной, травматической или медикаментозной природы.

1. Инфекционные заболевания встречаются чаще. Их вызывает незалеченный кариес, пульпит, когда патогены переходят из зараженной пульпы в периодонт.

При внезубном (экстрадентальном) инфицировании бактерии проникают из тканей, пораженных остеомиелитом, гайморитом и другими инфекциям, в т.ч. посредством кровотока.

2. Травматический вид апикального периодонтита вызван значительным однократным механическим воздействием на единицу. Причина также может заключаться в некорректной установленной пломбе, которая регулярно травмирует корень.

3.  Медикаментозную форму провоцирует непрофессиональное лечение пульпита, в ходе которого фенольные или мышьяковистые препараты проникают из камеры пульпы в связку. Заболевание также вызывают внутриканальные, парапульпарные штифты, аллергия пациента на медикаментозные средства.

Лечение

При диагностике апикального периодонтита применяют разные схемы, включающие  консервативное (эндодонтическое), оперативное (хирургическое) либо комплексное лечение.

Цель любого стоматологического вмешательства – сохранение функциональности проблемной единицы, для достижения которой проводят следующие мероприятия:

– купируют болевые ощущения;

– останавливают воспаление;

– вскрывают, чистят каналы корня (депульпируют);

– удаляют кисту, ее часть, включая пораженную верхушку корня (цистэктомия, цистотомия);

– закупоривают корневые каналы, устанавливают пломбирующий материал.

При невозможности сохранение единицы – зуб удаляют.

1. Алгоритм проведения консервативного лечения:

• обезболивание;

• препарация проблемной полости;

• удаление некротизированной пораженной ткани;

• дезинфекция корневого канала с помощью антибиотиков, антисептиков, ультразвука, лазера;

• пломбирование с установкой антибиотиков и регенерирующих средств.

2. Цистэктомию, хирургическое вмешательство, проводят при наличии в верхушке корня кисты, удаляя нередко саму верхушку и сохраняя зуб.

Операция проходит в два этапа. Сначала обрабатывают канал корня. Процедуру проводят тем же способом, который используют при консервативной терапии, но цемент при пломбировке выводят за верхушку. На следующем этапе удаляют кисту вместе с верхушкой, открывая  к ней доступ через альвеолярный отросток. При этом снимают лоскут слизистой, создают в твердой ткани отверстие, через которое производится удаление пораженных элементов. Операционную рану зашивают.

Ожидаемый результат

Прогноз при данной болезни зависит от формы и стадии заболевания.

При своевременном лечении острой формы, предупреждении перехода патологии в хроническую стадию, прогноз благоприятен.

Сохранение функциональности единицы возможно также при своевременном купировании фиброзной и гранулематозной форм.

При гранулирующей форме и резорбции дентина лечение часто оканчивается экстракцией зуба.

К профилактике апикального периодонтита относятся следующие мероприятия:

1. Соблюдение гигиены полости рта.

2. Регулярное (дважды в год) посещение стоматологической клиники.

3. Своевременное устранение кариеса, пульпита, периодонтита.

4. Здоровое полноценное питание, ограничивающее употребление углеводородов, содержащих сахарозу.

5. Поддержание иммунной системы, предупреждение авитаминоза.